462Б. Подберите синонимы к словам значительные (потери), затяжной, мощ-
ный. Что обозначают словосочетания про-
явить мужество и упорство, положение
было безнадежным, принять ожесточен-
ный, затяжной характер? Почему в тексте
повторяются слова не ожидали, неожидан-
ность, неожиданное?
Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал свое место среди других племен, но и вознамерился подчинить саму природу.
Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царем среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом ее творения. И вместо благодарности продолжает вести себя очень агрессивно. Ни для кого не секрет, сколь пагубно сегодня сказывается на окружающем мире деятельность человека.
Кощунственное, потребительское отношение к сокровищам планеты может иметь действительно катастрофические последствия. Ежегодно вырубаются огромные площади лесов, а ведь леса — это легкие планеты, к тому же их уничтожение ведет к уменьшению, а иногда и к исчезновению различных видов животных и растений. Куда подевались чистые источники? В воду сбрасываются тонны отходов, и ее опасно не только пить, но даже просто купаться в ней.
Воздух отравляют выхлопы миллионов автомобилей, ядовитые выбросы заводов. Над городами стоит такой смог, что по ночам иногда трудно различить на небе звезды. Утешает, что еще остаются экологически чистые районы, не тронутые "цивилизацией". Например, приезжая в заповедник Аскания-Нова, мы наслаждаемся чистым воздухом, пронизанным пьянящим запахом степных трав.
Человек забывает, что запасы в недрах планеты когда-нибудь иссякнут, и продолжает хищнически добывать полезные ископаемые. И это при том, что ученые уже давно говорят о возможности использования энергии солнца, ветра, приливов и отливов.
Создается впечатление, что все забыли о том, что человек не может существовать вне природы. Ведь он живет на земле, ест ее плоды, дышит воздухом, пьет воду. И при этом так мало заботится о сохранении среды своего обитания!
Хочется вспомнить о том, что в древности люди очень бережно относились к природе. Мы можем судить об этом по дошедшим до нас сказкам, мифам, преданиям, песням, пословицам и поговоркам. Очень важно, чтобы современные дети имели возможность приобщиться к этой сокровищнице. И я считаю, что ведущую роль в этом играет семья и школа. В детстве родители знакомят ребенка с окружающей средой, приучают бережно относиться к ней, заботиться о животных и растениях. В школе любить и уважать природу дети учатся на уроках природоведения и валеологии.
Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, шелест дождя, сияние солнца, зелень листвы — как это можно не любить? Мы и природа — одна большая семья и должны жить дружно.
2) Вспомнил я, слышался гул и лай.
3) Сад не обветшал, разросся, сросся, был в цвету; было видно.
4) Было сделано, мы переправились.
5) Зеркальцо имело, оно умело говорить.
6) Небо, воздух и деревья хмурились и обещали, было жарко и душно, стаи носились.
7) Глумиться не решались, он не любил.
8) Погода стояла, облака неслись, тростник шушукал, пруд сверкал.
9) Я оглянулся, сидел старичок.
10) Чин следовал, он оставил.
11) Соловей запел, весна пойдет.
12) Дверь распахнулась, челядь скатилась.
13) Дунет ветер, взметнется листва, дрогнет рядина, глядеть нестерпимо.
14) Собаки лаят, деревня близко.
15) Лазурь чиста, солнце стало теплей и ярче, пора миновала.
16) Он засмеялся, все хохочут, нахмурит, все молчат.
17) Шерсть побелела, зима близко.
18) Он поднял, облачко неслось.
19) Травы желтеют, аромат стелется.
20) Вся разница, первый подумает и скажет, второй скажет и не подумает.