486A. Прочитай стихотворение Константина Фофанова Се
приведены изобразительно-выразительные средства. Подчерки и
тексте Справа, напротив каждого подчеркнутого изобразительно-выран
зительного средства, напиши, какой образ звезд Они созданот и с какой
цельно использованы. Почему ветры названы мятежными, сказки - не
ньми? Определи тип значений слов атласные лепестки), изумруде
листы).
звезды прекрасные.
Утром, проснувшись, я, как обычно, выглянул в окно - и удивился. Вместо привычного серого мрачного пейзажа осени я увидел белый, светлый пейзаж. Ночью, пока все спали, выпал первый снег.
Наверное, он шел всю ночь, потому что его насыпало очень много. Все вокруг побелело и, казалось, даже движется теперь по-новому - легко и бодро. Побелели земля, дома, деревья - весь мир словно покрылся белым покрывалом. И как будто ручейками по нему растеклись тропки, протоптанные людьми. Все приняло необычный, сказочный, немного таинственный вид.
Казалось, что, проснувшись, я перенесся из обычного мира в страну, где все искрится и переливается. Первый снег всегда прекрасен и величествен, и хотя впереди еще будет три любимых моих зимних месяца, первый снег - всегда самое незабываемое и лучшее впечатление от этого славного времени года - зимы.
Оригинальность композиции, юмор, сарказм, гипербола – это лишь неполный перечень литературных приёмов, которые использовал писатель. Но, на мой взгляд, именно образ времени, Хроноса, в большей степени М.А. Булгакову воплотить авторский замысел.
Отказавшись от веры в бога, накопленного предками опыта, герои Булгакова уверены, что руководят жизнью, руководят временем. И появление Воланда со свитой призвано разрушить эту иллюзию. Председатель МАССОЛИТа Михаил Александрович Берлиоз, весьма образованный человек, точно знает, что будет делать вечером. Но в одно мгновение погибает под колёсами трамвая. Берлиоз наказан. Наказан потому, что не верит и учит этому молодое поколение. И если Берлиоз лишён возможности понять и исправить свои заблуждения, то остальным героям даётся шанс.
Шанс духовно и нравственно воскреснуть, осознать, что мерцающий пульс времени нам дан не для того, чтобы всё отрицать, а необходимо верить, любить, заниматься своим делом, отвечать за свои поступки и слова. Так, например, поэт Иван Бездомный в эпилоге романа предстаёт перед нами как Иван Николаевич Понырев, скромный учёный, отказавшийся от всезнания и все-понимания.
Постоянно «путешествует» во времени и сознание Мастера: «…лишь одно видение, посещающее его в полнолуние, беспокоит его временами: казнь на Лысой горе и безнадежные уговоры Пилата, чтобы Иешуа подтвердил, что казни не было…». И видение это неслучайно. Отчаявшись, Мастер сжигает свой роман. Он словно сам над собой совершил казнь, в какой-то момент мерцающий пульс времени для него остановился, и жизнь потеряла смысл. Но в отличие от Берлиоза Мастер понимает, что «вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет». Поэтому награда для него не свет, а вечный покой.
Не уловил мгновение времени и герой романа Мастера – прокуратор Иудеи Понтий Пилат: «…ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями». Он самодовольно верит, что может распоряжаться жизнью любого человека, но встреча с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри переворачивает его жизнь, сознание. Тем не менее Понтий Пилат – пленник, заложник времени, в котором живёт. Так же, как и Мастер, он струсил и отправил Иешуа на казнь. Всесильный диктатор превращается в страдающего человека, наказанного двухтысячелетним бессмертием. Но мерцающий пульс времени дарует Понтию Пилату прощение, потому что прокуратор принял ответственность за свои поступки.
Возвращаясь снова и снова к роману М.А. Булгакова, понимаешь, что время – мерцающий пульс жизни. И каждое мерцание для человека – это либо обретение себя, своего предназначения и жизненного пути, либо отвержение законов вселенной, и тогда человек обречён на гибель как физическую, так и нравственную.