495. Прочитайте фрагменты из воспоминаний украинского лётчика-космонавта |
П. Поповича. Определите тему, подтемы, основную мысль каждого текста.
Проанализируйте фрагменты текстов: 1. Выделите
в каждом фрагменте ССЦ, сравните с абзацами текстов. Совпадают ли абзацы
и сложные синтаксические целые? 2. В каком из абзацев содержится основная
мысль? 3. Выпишите сложное синтаксическое целое первого текста. Подчеркни-
те слова и выражения, связывающие его предложения.
1. Нам, лётчикам-космонавтам, радостно сознавать, что космические
корабли являются замечательным творением нашей науки и технической
мысли. Не надо думать, что полёт в космос - прогулка. Это довольно свое-
образная и достаточно трудоёмкая работа, требующая отличной подготовки
и здоровья. Поэтому, прежде чем полететь, космонавтам приходится
много поработать на земле.
2. Рассматривая из космоса Землю, мы хорошо видели города, реки,
горы, корабли. Хорошо наблюдаются континенты. По различным оттен-
кам, очертаниям можно судить, над каким континентом пролетаешь.
Острова обрамлены таким ореолом, который немного напоминает изум-
рудный цвет. Все острова видны из космоса хорошо, так же, как и реки,
дороги.
Вообще, наша планета очень красива. Она голубая, замечательные го-
ризонты открываются. А какое впечатление произвела на нас Луна! Осо-
бенно в полнолуние.
илиала.
I Обозначает признак предмета: какая река? - серебристая.
Н.ф. - серебристый.
II Морфологические признаки: постоянный - относительное; непостоянные - в ед.ч., им. падеже, женском. роде.
III (Река какая?) серебристая. (Подчеркните волнистой линией, в пунктах I и II вместо слова река впишите то существительное, с которым в вашем предложении согласуется прилагательное серебристая).
Выплывает - глагол.
I Обозначает действие предмета: что делает луна? - выплывает.
Н.ф. - выплывать.
II Морфологические признаки: постоянные - невозвратный, несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения; непостоянные - в ед.ч., изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице.
III (Луна что делает?) выплывает. (Подчеркните двойной линией, в пунктах I и II вместо слова луна впишите то подлежащее, к которому в вашем предложении относится данное сказуемое).
Избушку - существительное.
I Обозначает предмет: что вижу? - избушку.
Н.ф. - избушка.
II Морфологические признаки: постоянные - неодушевлённое, нарицательное; женского рода, 1-го склонения; непостоянные - в ед.ч., в вин. падеже.
III (Вижу что?) избушку. (Подчеркните пунктирной линией, в пунктах I и II вместо слова вижу впишите тот глагол, который управляет словом избушку).
Серебристая - прилагательное.
I Обозначает признак предмета: какая река? - серебристая.
Н.ф. - серебристый.
II Морфологические признаки: постоянный - относительное; непостоянные - в ед.ч., им. падеже, женском. роде.
III (Река какая?) серебристая. (Подчеркните волнистой линией, в пунктах I и II вместо слова река впишите то существительное, с которым в вашем предложении согласуется прилагательное серебристая).
Выплывает - глагол.
I Обозначает действие предмета: что делает луна? - выплывает.
Н.ф. - выплывать.
II Морфологические признаки: постоянные - невозвратный, несовершенного вида, непереходный, 1-го спряжения; непостоянные - в ед.ч., изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице.
III (Луна что делает?) выплывает. (Подчеркните двойной линией, в пунктах I и II вместо слова луна впишите то подлежащее, к которому в вашем предложении относится данное сказуемое).
Избушку - существительное.
I Обозначает предмет: что вижу? - избушку.
Н.ф. - избушка.
II Морфологические признаки: постоянные - неодушевлённое, нарицательное; женского рода, 1-го склонения; непостоянные - в ед.ч., в вин. падеже.
III (Вижу что?) избушку. (Подчеркните пунктирной линией, в пунктах I и II вместо слова вижу впишите тот глагол, который управляет словом избушку).