5 класс 1. Прочитайте тексты и письменно выполните задания.
Текст А
– Дедушка, а расскажи мне, какие машины были раньше?
– О, самая первая машина была паровой. На ней стоял котел с водой. Огонь грел воду, а получившийся пар вращал мотор. Ездили такие машины очень медленно, ведь им приходилось возить на себе огромный котел, топку из кирпичей, запас дров и воды.
– А сколько человек возила такая машина? – спросила Машка.
– Шофёра да пассажира.
– А дальше уже ты ездил?
– Нет, потом был изобретен бензиновый двигатель – его еще называют двигатель внутреннего сгорания.
Текст Б
Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик: и слышно далеко, да и ехать веселей. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться на дальние расстояния можно было удобнее, быстрее. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошадке, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля.
Дайте краткие ответы на вопросы.
1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите ее. 1 б
2. Определите типы текстов. 1 б
3. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения. 1 б
4. Определите стили текстов. 1 б
5. Приведите по одному примеру для каждого текста, доказывающему правильность вашего суждения 1 б
1.
2.
3.
4.
5.
2. Письмо. Составьте простой план и напишите текст на одну из предложенных тем. В письменную работу включите предложения с прямой речью.
1. Придумайте и напишите сказку для младших школьников о том, как появился первый самолет.
2. Напишите письмо своему другу (подруге), в котором пригласите его (ее) совместно посетить выставку современных автомобилей. Расскажите в письме о том, какие автомобили будут представлены на выставке.
Критерий оценивания Дескриптор
Создает текст на одну из тем, опираясь на составленный план. В зависимости от выбранной темы сохраняет стиль сказки или письма. 1 Составляет план из 4 пунктов (на каждый пункт ) 1 б
1б
1 б
1б
Использует предложения с прямой речью и обращения
Объем 100 слов 5 Раскрывает тему
6.Излагает последовательно
7. Приводит примеры
8.Соблюдает нормы языка 1 б
1 б
1б
1б
9. Использует прямую речь 1 б
10. Использует обращения 1 б
11.Соблюдает структуру текста 1 б
12 Делает вывод 1 б
это СОЧ
Историзмы – слова, которые устарели потому, что предметы и явления, которые они обозначали, исчезли из жизни: гладиатор, барчук, оброк.
Диалектизмы – это слова, свойственные какому-нибудь говору или нескольким говорам: сусАлы – скулы (смол.) , похлеЯ – путь ( владим .), боршАть – ворчать ( волог .), Отька – отец ( ряз .), трОпкать – есть ( пск) . В общеупотребительном языке диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия.
Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргонная лексика в отличие от профессиональной, обозначает понятия, которые в общенародном языке уже имеют наименования. Жаргон - разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка, объединенных общностью интересов.. .
Жаргонизмы - это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением.
Компьютерный жаргон: юмористические вторичные номинации, параллельные терминам-названиям профессий: прόгер; softy «программист» , sys-frog, system jock; cапог «системный программист» , юзверь, ýсер, (от англ. user) «пользователь» , железячник; ironmonger «электронщик» , wirehead «сетевик» ; сисадмин - системный администратор.
10 Нравится
Приставка при- придает словам следующие значения:
а) пространственной близости, смежности: прибрежье, приамурский, прижизненный, приволжский, придорожный;
б) прибавления, приближения, присоединения: примерзнуть, пришелец, приближение;
в) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок: приглушенный, пританцовывать, приспустить, припевать;
г) доведения действия до конца: пригнать, прикончить, прибуксировать;
д) совершения действия в чьих-либо интересах: припрятать, прикорм.
Пригожий (пригож- корень), неприязнь (неприязнь корень), примитивный (примитив- корень) приставка при- уже не вычленяется.