5. Правильно употребление местоимений
Песенка о притяжательных местоимениях
Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.
Папа к ним подошел,
Крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у пса
Весь обед евонный!»
Закричала хрюшка-мать:
«Отойди от будки:
Детям нужно наполнять
Ихние желудки».
Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
«Слушать я уже устал
Ейные упреки.
Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут.
И такая дребедень
Происходит каждый день».
И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
Ихний, ейный, кажный.
Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
Их, его и ее
Говорить вам нужно.
Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,
Не ребятам. (А.Хайт)
Игра «Говорите по-русски».
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Предложение правильных вариантов.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.
6. Падеж местоимений
Определите падеж возвратных местоимений в данных фразеологизмах.
Сдерживать себя, вбивать себе в голову, давать себе отчет, держать при себе, замыкаться в себе, знать себе цену, не по себе, ничего себе, портить себе кровь, развязывать себе руки, рвать на себе волосы, себе дороже, выдавать себя с головой, выше себя не прыгнешь, оставлять позади себя, приходить в себя.
7. «Интеллектуальный марафон»
Какие разряды местоимений различаются только значением? (Относительные и во В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н(у нее, от нее). Почему нет н в местоимениях следующих примеров:
За ее домом начиналось поле. У его стола стояла книжная полка. (В данных конструкциях притяжательные местоимения. Предлоги относятся к существительным.)
Какие местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего.)
Какие местоимения имеют форму только одного падежа? (Некто.)
Какие местоимения имеют форму только двух падежей? (Нечто.)
Какая ошибка допущена учеником?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек скользит на льду. Чтобы не скользил, его посыпают песком. (Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.)
Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? (Он-но.)
Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ((Оно, тот.)
Смягчи конечное с у имени существительного 2-го склонения, и ты получишь определительное местоимение. (Вес – весь.)
Какое местоимение нужно добавить к другому местоимению, чтобы получилось название больших плодов? (Ты-к-вы.)
Какие три местоимения самые чистые? (Вы-мы-ты.)
Какие два местоимения мешают автотранспорту? (Я-мы.)
Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я. Всегда говорит о себе, но в алфавите последнее.)
Какие местоимения могут быть и личными, и притяжательными? (Его, ее, их.)
Какие местоимения различаются в косвенных падежах только ударением? (Сам, самый.)
Какое притяжательное местоимение может относиться ко всем лицам? (Свой.)
С какими предлогами местоимения он, она, оно, они употребляются без начального н? (Благодаря, вопреки.)
В середине каких местоимений пишется ь? (Сколько, столько, чья, чье, чьи.)
Какое местоимение женского рода превратилось в существительное, обозначающее спортивный термин? (Ничья.)
Какое местоимение требует чистоты? (Мой.)
Какое местоимение является прилагательного? (Самый образовывать составную форму превосходной степени сравнения.)
Шарады
Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом - столик школьный твой. (Пар-та.)
Первый слог – личное местоимение,
Второй – детская болезнь.
А целое – тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен,
И поднимают, когда он не нужен. (Я-корь.)
Начало – буква в слове «плот»,
Конец – местоимение.
А середина – пара нот.
Все вместе – поощрение. (Премия.)
Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета. (Я-блок-о)
Правильные варианты:
В НАШ адрес были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с МОИМ участием.
Я учел ИХ предложения.
Люди, подобные МНЕ, любят работать.
В ТВОЮ честь устроили вечер.
ИХ ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У НЕГО (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда закончила читать.
Мы пошли к НЕМУ в гости.
__
6. Падеж местоимений:
Сдерживать себя (В.п.),
вбивать себе (Д.п.) в голову,
давать себе (Д.п.) отчет,
держать при себе (П.п.),
замыкаться в себе (П.п.),
знать себе (Д.п.) цену,
не по себе (Д.п.),
ничего себе (Д.п.),
портить себе (Д.п.) кровь,
развязывать себе (Д.п.) руки,
рвать на себе (П.п.) волосы,
себе (Д.п.) дороже,
выдавать себя (В.п.) с головой,
выше себя (Р.п.) не прыгнешь,
оставлять позади себя (Р.п.),
приходить в себя( В.п.).
__
**Остальное с ответами в задании