5. Проанализируйте предложения: А) подчеркните грамматические основы
Б) составьте схемы предложений
В) выделите союзы, определите тип союза
Носителем культуры является человек. Не будет человека, не будет и культуры. Для чего нужна культура? Культура нужна для того, чтобы человек сохранился как вид и сохраниться другому. Но культура не может передаваться человеку генетически от прадеда к деду, отцу и детям. Предыдущие поколения накопили для нас тот культурный материальный и духовный опыт, который необходимо человеку понять, принять и освоить. Это дается не само по себе. Где, когда и как это происходит?
Животворные родники народной культуры берут свое начало в глубинке. В исторических местах нашей многонациональной страны сохраняются и живут разнообразные и уникальные образцы народного творчества, обрядов, обычаев, ремесел. Парадоксально, но современные подростки вряд ли сегодня знакомы со многими уникальными народными шедеврами, составляющими золотой фонд культурного наследия страны.
Из печатных и телевизионных средств массовой информации изъяты как неформатные и нерейтинговые сюжеты о народном творчестве, народных певцах, сказителях, танцорах. Сегодня ушли из жизни фестивали, конкурсы народного творчества, но процветают «тусовочные» программы «ледникового периода».
«Танцы на льду», «две звезды», бесконечные юбилеи затухающих «поп-див», надоевшие поп- и рок-шлягеры удовлетворяют сиюминутные пристрастия части населения. И это называется массовой культурой.
Модные культурные процессы, потребительские эмоции, низменные интересы очень изменчивы, но они остаются для подлинной культуры не перспективными. А многоцветие народного творчества, единство и любовь всегда будут оставаться вечными ценностями нашей культуры.
А к кому обращаемся: к Грише или к профессору? В этом предложении можно по-разному расставить знаки препинания, а потому и схемы составить разные. Кстати, Гриша – и имя собственное, и слово, начинающее предложение.
Если правильно разберёте предложение, то и схему составите, ведь составление схемы – это последний этап синтаксического разбора.
Вероятнее всего, обращение к профессору, а зелье разлил Гриша, тогда знаки расставляем так:
[Гриша разлил зелье, профессор].
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обращением.
● Кто? Гриша – подлежащее, выраженное существительным.
● Гриша что сделал? разлил – сказуемое, выраженное глаголом.
● Разлил что? зелье – дополнение, выраженное существительным
● Профессор – обращение, не член предложения, подчёркивается галочками.
Письменная запись и схема: