5. Работа с текстом.
(1) Ноч(?)ю нак..нец хлынул сильный дождь. (2) Он так з..сту-
чал в окно и по железной крыш.. что (H, никита пр..снулся сел в
кроват.. и слушал. (3) Чудесен шум ночного д..ждя. (4) Он
т..р..пливо б..рабанил по стёклам и ветер в темнот.. п..рывами
рвал т..поля перед домом. (5) Никита п..р..вернул подушку
Х..лодной стороной вверх лёг опять и в..р..чался под шертя..ым
од..ялом устраивался удобнее. (6) Всё будет ужасно хорошо ду-
мал он и пр..валивался в мягкие тёплые обл..ка сна.
(По А. Н. Толстому)
Выполните задания
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте
скобки.
2. Выпишите из предложения 5 грамматическую основу.
3. Среди предложений 1-3 найдите сложное предложение и на-
пишите его номер.
4. Подберите к слову хлынул из предложения 1 синоним и запи-
шите его.
5. Из предложений 1-2 выпишите прилагательное со следующи-
ми морфологическими признаками: относительное, стоит в фор-
ме женского рода, единственного числа, дательного падежа очень надо.молю
1.По каким признакам слова в языке объединяются в части речи?
Морфологическим признакам.
Чем самостоятельные части речи отличаются от служебных?
Служебные части речи не имеют лексического значения и не являются членами предложения.
2.Назовите морфологические признаки имени существительного:
Постоянные признаки: 1) род; 2) склонение; 3) одушевленное или неодушевленное; 4) собственное или нарицательное. Непостоянные признаки: 1) число; 2) падеж.
3.Докажите что в данных предложениях одно выделенное существительное одушевленное а другое неодушевленное.
Я вижу орла высоко в небе. Я вижу вечерний Орёл.
В первом предложение речь идет о птице (одушевленное), а во втором предложении название газеты (с большой буквы, неодушевленное).
в) Вещественные существительные называют различные вещества: вода, молоко, газ.4. На какие разряды делятся существительные в зависимости от своего значения? Дополните определения.
а) Собирательные существительные обобщенно называют целый ряд однородных предметов. Например: молодежь, листва, толпа.
б) Конкретные существительные называют единичные предметы или отдельных лиц. Например: карандаш, стол, вертолет.
г) Отвлеченные существительные называют явления, воспринимаемые мысленно: радость, грусть, упрямство.
5. Приведите примеры существительных общего рода: лакомка, незнайка, соня, грязнуля, ябеда, невежа.
6. В чем особенность разносклоняемых существительных: они склоняются по разному, их нельзя отнести к одному типу склонения (например, бремя, время, стремя, вымя, пламя, племя, дитя).
7. Найдите среди данных слов существительные, которые в дательном падеже единственного числа имеют окончание –И: времени, знамени, племени.
8. Дополните правило Не с существительным пишется слитно:
1) если существительное не употребляется без НЕ, например: небылица, невежда, негодяй, нечисть.
2) Если существительное с не можно заменить синонимом без НЕ, например: неправда (ложь), неприятель (враг), несчастье (горе).