5. Сделайте речеведческий анализ текста по плану: а)укажите признаки текста;
б)определите тему, основную мысль, озаглавьте его;
в)выделите микротемы(если возможно), составьте план;
г) укажите средства связи между предложениями;
д)определите тип речи, стиль, жанр;
е)укажите стилевые черты , стилистические средства языка.
-Вы его не хватайте, - посоветовал Потап, - он дерётся. Вы его вдарьте сразу. Не бойтесь, я подсоблю. Момент... Господа студенты, сейчас он у нас в ножках валяться будет...
-Михаил Иваныч, - сказал городовой, а я вас и не признал-с.
Странный человек опустил голову и тихо засмеялся. И тут же забулькал первый ряд столпившихся, за ним остальные. Все тихо смеялись, кроме студентов.
-Уморили, - глупо сказал Потап. -А я думаю: дай-ка я их пугну-с.
-Ну, будя, - сказал Шипов. - Много чести. А чего это у вас никто не пьёт, не ест? Ай случилось чего?
(Окуджава Б. Похождения Шипова)
а) Укажите признаки текста:
1. Протяженность – текст состоит из нескольких предложений, длина текста достаточно небольшая.
2. Связность – предложения в тексте связаны между собой логически и синтаксически.
3. Отсутствие диалоговой формы – текст состоит из прямой речи, высказываний одного или нескольких лиц.
б) Определите тему, основную мысль, озаглавьте его:
Тема: Несколько друзей приходят вместе и находятся в смешной ситуации.
Основная мысль: В процессе попытки разыгрывания друг друга друзья попадают в смешные положения.
в) Выделите микротемы и составьте план:
Микротемы:
1. Потап советует не дергать его.
2. Потап обещает подсобить.
3. Первый ряд студентов смеется, остальные – нет.
4. Потап пытается их пугнуть.
5. Шипов задает вопрос о том, почему никто не пьет и не ест.
План:
I. Совет Потапа и его подсобие.
II. Реакция первого ряда студентов.
III. Попытка Потапа пугнуть.
IV. Вопрос Шипова о необычной ситуации.
г) Укажите средства связи между предложениями:
- используются союзы "и", "а" для соединения предложений с однородными членами
- используются знаки препинания (точка, запятая) для разделения предложений
- между отдельными предложениями есть логическая связь и хронологическая последовательность действий
д) Определите тип речи, стиль, жанр:
- Тип речи: речь действующих лиц передается прямой речью, то есть через цитаты.
- Стиль: разговорный, непринужденный, ненормативная лексика.
- Жанр: в данном тексте преобладает элемент юмора и некоторых комических ситуаций.
е) Укажите стилевые черты, стилистические средства языка:
- Говорящие используют неформальную речь, нестандартные выражения и формы слов.
- Окуджава использует повторения фраз ("Не бойтесь, я подсоблю"), что придает тексту ритм и контраст.
- Описывается реакция людей (смех).
- Шипов использует сленговое выражение "будя", что выделяет его индивидуальность.
В результате, данный текст представляет собой небольшую сценку, где группа друзей пытается разыгрывать друг друга, но при этом попадает в комические ситуации. В тексте используется разговорный стиль, ненормативная лексика и элементы юмора. Описанная ситуация и диалоги позволяют читателю представить происходящее и почувствовать настроение персонажей.