5 Внимательно прочитайте фрагмент научной лингвистической статьи
Сформулируйте её тему и определите главный тезис. В чём состоит
актуальность темы?
это часть лексической
Общественно-политическая лексика (ОПЛ)
системы языка, в которой отражены социальная структура общества,
организации общественной жизни страны.
В составе ОПЛ выделяются следующие группы: номенклатурные на-
именования лиц (президент, премьер-министр, аким); государственных
органов (парламент, мажилис, акимат); наименования, связанные со
сферой международных отношений (посол, посольство, саммит, нота):
экономические термины (брэнд, дилер, дефолт, маркетинг, менеджер,
брокер, маклер); наименования идеологических течений и их взаимоот-
ношений (фракция, оппозиция); наименования, отражающие мировоззре-
ние, морально-этические и нравственные понятия и имеющие большую
общественную значимость (патриотизм, менталитет, уважение, спра
ведливость, независимость); термины права (легитимный, экстрадиро-
вать, коррупция).
ОПЛ отражает те понятия и явления общественно-политической жиз-
ни, которые являются социально значимыми и актуальными.
Общественно-политическая лексика широко используется в публици-
стике.
Замена подходящими по смыслу глаголами:
одержать победу – ПОБЕД|и|ть
(͡ -побед- | ˄ -и- | □ -ть)
отдать приказ – ПРИКАЗ|а|ть
(͡ -приказ-| ˄ -а- | □ -ть)
принять решение – РЕШ|и|ть
(͡ -реш-| ˄ -и-| □ -ть)
сделать попытку – по|ПЫТ|а|ть|ся
(¬ по-, ͡ -пыт-| ˄ -а-| □ -ть| ˄ -ся)
допустить ошибку – ОШИБ|и|ть|ся
(͡ -ошиб-| ˄ -и-| □ -ть| ˄ -ся)
приводить в смущение – СМУЩ|а|ть
(͡ -смущ-| ˄ -а-| □ -ть)
проявить интерес – за|ИНТЕРЕС|ова|ть|ся
(¬ за-, ͡ -интерес-| ˄ -ова-| □ -ть| ˄ -ся)
дать распоряжение – РАСПОРЯД|и|ть|ся
(͡ -распоряд-| ˄ -и-| □ -ть| ˄ -ся)
нанести обиду – ОБИД|е|ть
(͡ -обид-| ˄ -е-| □ -ть)
_
**КОРНИ выделены заглавным шифтом
1. Классный руководитель сказал на родительском собрании: «Сейчас я доведу до Вашего сведения важную информацию».
2. «Иллюстрации к Вашему роману замечательные!» - высказали мнение благодарные читатели.
3. «А я могу получить главную роль в этом спектакле?» - спросил артист у режиссера.
4. Обратившись к старушке, сидящей с ней на скамейке, она сказала: «Вы только посмотрите, какая у нас красивая и зеленая аллея».
5. Золотая рыбка взмолилась: « Выполни мое желание, отпусти меня в море».
6. «Вот ты говоришь», - сказала бабушка, - что телевидение отживает свой век, а я с этим не соглашусь!»
7. «Молодой человек, - прокричал охранник. - Проход на эту территорию воспрещен».
8. «Что это за достижение», - поразился его приятель. - Это полная ерунда!»
9. «Он очень доброжелательный человек», - выразил мой отец свое мнение о нашем соседе.
10. «Объяснения его поведения я найти не могу», - промолвил он, с удивлением погружаясь в глубокое раздумье.
11. «Эта философия отражается в эссе», - подчеркнул наш преподаватель.
12. «Не переживай, -сказала мама, - не стоит огорчаться по этому поводу, всё наладится!»
13. «Что должны обозначать эти символы?», - воскликнул он с удивлением.