5. Выпишите сложные предложения с разными видами связи, произведите разбор, составьте схемы. Предложения: 1.Кто напугал их, почему они повернули назад? Не сразу, но повернули. 2.В младых летах казалось, что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолдения, но затем стало видно, что мир расшатался и на старых основаниях, а люди торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.
1. Кто напугал их, почему они повернули назад? Не сразу, но повернули.
Это сложное предложение, в котором присутствует подчинительная связь, выраженная союзом "что". Вторая часть предложения ("почему они повернули назад?") является вопросительной частью, вводимой словом "кто". Чтобы сделать разбор данного предложения, нужно разделить его на две составляющие:
2) Главное предложение: "почему они повернули назад? Не сразу, но повернули"
- Вопросительное слово: "почему"
- Предложение состоит из двух частей:
- "Не сразу" - простое предложение
- "но повернули" - безличное предложение с глаголом в повелительном наклонении
Схема предложения:
Кто напугал их , почему они повернули назад?
ВП Ц (подчин подл-е сказуем) ВП + Вопр. слово + ПОД +
2. В младых летах казалось, что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения, но затем стало видно, что мир расшатался и на старых основаниях, а люди торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.
Это сложное предложение, в котором присутствуют противительные союзы "но" и "а". Для разбора данного предложения нужно выделить составляющие:
1) Главное предложение: "В младых летах казалось, но затем стало видно"
- Главное слово (подлежащее): "в младых летах"
- Сказуемое: "казалось, стало видно"
- Противительное союзное слово: "но"
2) Подчинительное предложение: "что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения"
- Главное слово (подлежащее): "это недостроенность, незаконченность"
- Сказуемое: "в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения"
3) Подчинительное предложение: "что мир расшатался и на старых основаниях"
- Главное слово (подлежащее): "мир"
- Сказуемое: "расшатался и на старых основаниях"
4) Подчинительное предложение: "а люди торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах"
- Главное слово (подлежащее): "люди"
- Сказуемое: "торопливо возводят"
- Противительное союзное слово: "а"
Схема предложения:
ВП (В младых летах) - казалось , что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения , но затем - стало видно, что мир расшатался и на старых основаниях , а люди - торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.
Это сложное предложение, в котором присутствует подчинительная связь, выраженная союзом "что". Вторая часть предложения ("почему они повернули назад?") является вопросительной частью, вводимой словом "кто". Чтобы сделать разбор данного предложения, нужно разделить его на две составляющие:
1) Подчинительное предложение: "Кто напугал их"
- Главное слово (подлежащее): "кто"
- Сказуемое: "напугал"
2) Главное предложение: "почему они повернули назад? Не сразу, но повернули"
- Вопросительное слово: "почему"
- Предложение состоит из двух частей:
- "Не сразу" - простое предложение
- "но повернули" - безличное предложение с глаголом в повелительном наклонении
Схема предложения:
Кто напугал их , почему они повернули назад?
ВП Ц (подчин подл-е сказуем) ВП + Вопр. слово + ПОД +
2. В младых летах казалось, что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения, но затем стало видно, что мир расшатался и на старых основаниях, а люди торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.
Это сложное предложение, в котором присутствуют противительные союзы "но" и "а". Для разбора данного предложения нужно выделить составляющие:
1) Главное предложение: "В младых летах казалось, но затем стало видно"
- Главное слово (подлежащее): "в младых летах"
- Сказуемое: "казалось, стало видно"
- Противительное союзное слово: "но"
2) Подчинительное предложение: "что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения"
- Главное слово (подлежащее): "это недостроенность, незаконченность"
- Сказуемое: "в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения"
3) Подчинительное предложение: "что мир расшатался и на старых основаниях"
- Главное слово (подлежащее): "мир"
- Сказуемое: "расшатался и на старых основаниях"
4) Подчинительное предложение: "а люди торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах"
- Главное слово (подлежащее): "люди"
- Сказуемое: "торопливо возводят"
- Противительное союзное слово: "а"
Схема предложения:
ВП (В младых летах) - казалось , что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения , но затем - стало видно, что мир расшатался и на старых основаниях , а люди - торопливо возводят все новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.