500 Прочитайте предложения. Догадайтесь по именам героев, из каких
произведений эти предложения взяты. Какие слова в предложениях
составляют грамматическую основу? Словами какой части речи выра-
жены выделенные слова? С каким словом в предложении связано каждое из них?
в какой форме употреблено каждое выделенное слово? Укажите падеж.
1) Алиса увидела кролика. 2) Али изготовил домбру. 3) Мишка
обрадовался Стасику. 4) Вовка бросился за мячом. 5) Игорь съел
варенье.
Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.
Идея – «чтобы стать настоящим поэтом, необходимо быть «обнажённой совестью нации», чутко воспринимающей потребности и боль своего народа».
Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслитЕсенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:
Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту
Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта
Есенин – певец любви
Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:
сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;
цитация: недаром он предположил: «Зато в глазах моих прозрений дивных свет»;
риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;
лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды; Поэттребовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;
антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;
синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;
развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.
метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.
Объяснение:
Как [гений Пушкина навеки озарил горизонты русской музыки], так и [в украинской звуковой культуре путеводной звездой стало наследие Тараса Шевченко]. [Все поют Шевченко], и [не петь его невозможно].( ССП в прямой речи)
Сложноподчиненные:
[В детстве, пастушком, он заслушивался унылыми звуками сопилки, пастушьей свирели, пел все украинские песни, (какие пелись в то время), привык разбирать и отличать пение и свист любой птички в траве, в рощах, наслаждался, слушая Днепр, как он "реве, ревучий"]
[Любил и сам петь], (где "траплялась" гитара).
[Известно], (что он высоко ценил творчество М. Глинки и А. Даргомыжского, был и курсе достижений западноевропейской музыки, преклонялся перед А. Моцартом и Л. ван Бетховеном).
[Я забывал], (что в казармах слушаю эту очаровательную песню).
Бессоюзные:
[С ней были связаны его светлые и печальные воспоминания], [в ней ощущал он неизбывные силы родного народа].
В предложении: [Пел неважно, хотя и с большим чувством]: [голосу не хватало], да и [аккомпаниман всё как-то не налаживался]» - два вида связи (между 1 и 2 - бессоюзная, между 2 и 3 - сочинительная)