Роль Ивана Федорова в создании и развитии отечественного книгопечатания настолько велика, что его с полным основанием считают русским первопечатником. По преданию Иван Федоров родился в приокском селе Николо-Гастунь, неподалеку от города Лихвин (теперь Чекалин), под Калугой. Дата рождения первопечатника установлена ориентировочно и отнесена к 1533 г. Его происхождение из духовенства наиболее вероятно.
Не исключено, что будущий просветитель мог быть сыном протопопа кремлевского Благовещенского собора Федора Бармина. Взрослея, он все больше и больше приобщался к обрядам, совершаемым православной церковью. Рост и формирование молодого священнослужителя начинались с исполнения мелких поручений: подачи храмовой утвари, возжигания и подношения свечей, а затем и более ответственных: песнопений, чтения молитв и псалмов. Учитывая то обстоятельство, что канонический возраст для рукоположения во дьякона 25 лет, можно полагать, что к моменту выхода московского «Апостола» первопечатник уже несколько лет носил по тем временам высокое звание младшего церковнослужителя. Благодаря наставникам и учителям, Иван Федоров овладел латынью и греческим, познал азы и глубины богословия, что, несомненно ему придти к рубежу, отделяющему рукописную книгу от печатной. Его «Апостол» - подлинный образец замечательного печатного искусства того времени. Вся жизнь и деятельность Ивана Федорова, насколько мы ее теперь знаем по скудным и отрывочным сведениям, была проникнута стремлением к развитию национальной культуры и образования.
Вот как излагает события, предшествующие началу книгопечатания на Руси и связанные с деятельностью Ивана Федорова, писатель В. Полуйко в романе «Лета 7071»:
ответ: Я заметила мальчишку издали. Маленькая его фигурка хорошо была видна среди молодых саженцев на слегка заснеженном склоне кургана. Он подгребал к стволу березки сухой, рассыпчатый снег и притаптывал его серыми валенками. Подняться туда оказалось не просто. Пронизывающий ветер упругой стеной вставал на пути, швыряя в лицо пригоршни колючей снежной пыли. Здесь, на кургане, ветер полновластный хозяин, не желающий мириться ни с чьим соседством. Он свистел и гудел, прижимая к земле тоненькие березки.Деревце, возле которого стоял мальчишка, было крепко привязано к воткнутому в землю колышку и потому не сгибалось, а лишь вздрагивало под ветром всеми своими веточками.— Дальше мы шли вместе. Медленно поднялись по широким ступеням вдоль тесного ряда высоких тополей, похожих на замерших в вечном строю молоденьких солдат* Не сговариваясь, остановились у скорбящей матери, навечно склонившейся над телом погибшего сына. У подножья монумента лежали свежие белые розы, — Здесь всегда цветы, — сказал Генка, Сталинград! Тридцать лет , решалась судьба человечества. Двести дней и ночей шли ожесточенные бои. Советские солдаты отстаивали каждый дом, каждую пядь земля, твердо зная, что сдать Сталинград — значит открыть фашистам сердце страны.И выстояли. Не сдали. Под Сталинградом выдохся враг. Давно восстановлены города, выросли новые села. Но не прекращается людской поток сюда, на Мамаев курган, не вянут цветы у солдатских могил.И шумят листвой на Мамаевом кургане подмосковные березки и литовская сирень, узбекские чинары и грузинская пихта, кавказская липа и украинский каштан. И глядят летом в знойное волгоградское небо иссиня-голубые незабудки. Незабудки Мамаева кургана.
Роль Ивана Федорова в создании и развитии отечественного книгопечатания настолько велика, что его с полным основанием считают русским первопечатником. По преданию Иван Федоров родился в приокском селе Николо-Гастунь, неподалеку от города Лихвин (теперь Чекалин), под Калугой. Дата рождения первопечатника установлена ориентировочно и отнесена к 1533 г. Его происхождение из духовенства наиболее вероятно.
Не исключено, что будущий просветитель мог быть сыном протопопа кремлевского Благовещенского собора Федора Бармина. Взрослея, он все больше и больше приобщался к обрядам, совершаемым православной церковью. Рост и формирование молодого священнослужителя начинались с исполнения мелких поручений: подачи храмовой утвари, возжигания и подношения свечей, а затем и более ответственных: песнопений, чтения молитв и псалмов. Учитывая то обстоятельство, что канонический возраст для рукоположения во дьякона 25 лет, можно полагать, что к моменту выхода московского «Апостола» первопечатник уже несколько лет носил по тем временам высокое звание младшего церковнослужителя. Благодаря наставникам и учителям, Иван Федоров овладел латынью и греческим, познал азы и глубины богословия, что, несомненно ему придти к рубежу, отделяющему рукописную книгу от печатной. Его «Апостол» - подлинный образец замечательного печатного искусства того времени. Вся жизнь и деятельность Ивана Федорова, насколько мы ее теперь знаем по скудным и отрывочным сведениям, была проникнута стремлением к развитию национальной культуры и образования.
Вот как излагает события, предшествующие началу книгопечатания на Руси и связанные с деятельностью Ивана Федорова, писатель В. Полуйко в романе «Лета 7071»:
ответ: Я заметила мальчишку издали. Маленькая его фигурка хорошо была видна среди молодых саженцев на слегка заснеженном склоне кургана. Он подгребал к стволу березки сухой, рассыпчатый снег и притаптывал его серыми валенками. Подняться туда оказалось не просто. Пронизывающий ветер упругой стеной вставал на пути, швыряя в лицо пригоршни колючей снежной пыли. Здесь, на кургане, ветер полновластный хозяин, не желающий мириться ни с чьим соседством. Он свистел и гудел, прижимая к земле тоненькие березки.Деревце, возле которого стоял мальчишка, было крепко привязано к воткнутому в землю колышку и потому не сгибалось, а лишь вздрагивало под ветром всеми своими веточками.— Дальше мы шли вместе. Медленно поднялись по широким ступеням вдоль тесного ряда высоких тополей, похожих на замерших в вечном строю молоденьких солдат* Не сговариваясь, остановились у скорбящей матери, навечно склонившейся над телом погибшего сына. У подножья монумента лежали свежие белые розы, — Здесь всегда цветы, — сказал Генка, Сталинград! Тридцать лет , решалась судьба человечества. Двести дней и ночей шли ожесточенные бои. Советские солдаты отстаивали каждый дом, каждую пядь земля, твердо зная, что сдать Сталинград — значит открыть фашистам сердце страны.И выстояли. Не сдали. Под Сталинградом выдохся враг. Давно восстановлены города, выросли новые села. Но не прекращается людской поток сюда, на Мамаев курган, не вянут цветы у солдатских могил.И шумят листвой на Мамаевом кургане подмосковные березки и литовская сирень, узбекские чинары и грузинская пихта, кавказская липа и украинский каштан. И глядят летом в знойное волгоградское небо иссиня-голубые незабудки. Незабудки Мамаева кургана.