V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса) ◾Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть, бег – бегать…. ) ◾Образ. от прилагательных существительные ж. р. на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий…. )
VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный)
VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет)
Подробнее о словообразования
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы: ◾от какого слова образовано данное слово? ◾каким образовано данное слово?
Выделяют следующие образования:
1) просительница ← проситель (суффиксальный с суффикса –ниц-);
2) перечитать ← читать (приставочный с приставки пере-);
3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный с приставки под- и суффикса –ник-);
4) взрыв ← взрывать (одинаковая общая часть образования – бессуффиксный) ;
5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней) .
Правило №1.
Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма) .
Ловушка!
перечитал ← перечитать (суффиксальный Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т. е. это формы одного и того же слова.
Правильно: перечитал, н. ф. перечитать – читать (приставочный
Правило №2.
Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка!
вход ← ход (приставочный Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный
Помни!
При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
2) Производная и производящая основа должны отличаться на минимум морфем (задаром =>даром – приставочный)
3) Учитывать части речи (за нашим ЛЕСОМ – непроизводящее, но ехать ЛЕСОМ – переход из одной части речи в другую)
I) Суффиксальный
◾Наречия на –о, -е (молниеносно-молниеносный )
◾Глаголы с суффиксами -ыва-, -ива-, -ва- (рассматривать – рассмотреть)
◾Существительные с суффиксами -ени-, -ни-, -и-, -ти- (положение – положить)
II) Переход из одной части речи в другую (думаю не стоит объяснять, так как всё понятно)
III) Приставочный (если слово существует в языке и обйсняет исходное слово)
◾Глаголы (воздействует-действует… )
◾Наречия (навсегда – всегда… )
◾Существительное (сверхчеловек – человек… )
◾Прилагательное (гиперактивный – активный…. )
◾Местоимение (никогда – когда, нигде – где.. )
IV) Приставочно-суффиксальный (главное, чтобы логически слово объясняло исходное)
◾Глаголы (разбежаться – бег… )
◾Прилагательное (бес
◾Существительное (подснежник – снег море… )
◾Наречия (по-моему – мой… , во-первых – первый… , снова – новый… , вправо – правый)
V) Бессуффиксный (только существительные путём отрезания от производящего слова окончания и суффикса)
◾Образ. от глаг (значение действия) (нагрев – нагревать, смотр – смотреть, бег – бегать…. )
◾Образ. от прилагательных существительные ж. р. на «–ь» (ширь – широкий, даль – далекий…. )
VI) Сложение основ (легко, но не путать с суффиксальным: Земледельческий <= земледелие, суффиксальный)
VII) Сложение и суффиксация (такого на ЕГЭ нет)
Подробнее о словообразования
Словообразовательный анализ отвечает на вопросы:
◾от какого слова образовано данное слово?
◾каким образовано данное слово?
Выделяют следующие образования:
1) просительница ← проситель (суффиксальный с суффикса –ниц-);
2) перечитать ← читать (приставочный с приставки пере-);
3) подоконника ← окно (приставочно-суффиксальный с приставки под- и суффикса –ник-);
4) взрыв ← взрывать (одинаковая общая часть образования – бессуффиксный) ;
5) пятиэтажный ← пять этажей (сложение двух корней) .
Правило №1.
Работать только с начальной формой слова (для склоняемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма) .
Ловушка!
перечитал ← перечитать (суффиксальный Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т. е. это формы одного и того же слова.
Правильно: перечитал, н. ф. перечитать – читать (приставочный
Правило №2.
Если в слове есть приставка, то постараться найти прежде всего однокоренное слово с приставкой.
Ловушка!
вход ← ход (приставочный Ошибка! Ход – не самое близкое однокоренное слово!
Правильно: вход ← входить (бессуффиксный
Помни!
При словообразовательном анализе помнить, что существуют исторические чередования гласных и согласных:
- е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу) ;
Ошибка: вишенный ← вишня (суффиксальный суффикс –енн) .
Правильно: вишенный ← вишня (суффиксальный суффикс –н) .
- шипящие ж, ш, ч, ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустить, пущу) ;
- б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный) .0/0 п