6 литературе и заполните «Двух- частный дневнике. В левой графе дневника запишите те выражения из ци-
таты, которые произвели на вас наибольшее впечатление. В правой графе
вы должны объяснить, почему записали именно их.
Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочай-
ший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает
в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее
сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим на-
родам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает
вас мудрыми. Но всё это даётся только тогда, когда вы читаете,
Bникая во все мелочи.
Цитата (фраза, слово)
Комментарий
Прочитайте. Какая информация для вас является новой? Определите тему
текста и озаглавьте его в соответствии с темой. Выпишите ключевые сло-
ва и на их основе сформулируйте основную мысль текста.
обогащения словарного состава — образование слов различными от иных слов или основ.
Слово, от которого образованно другое слово, называется
производящим, а образованное от него слово — производным:
петь (производящее) – запеть (производное).
При последовательном образовании слов друг от друга получается
словообразовательная цепочка однокоренных слов:
Слова могут образовываться с приставок, суффиксов,
а также сложением нескольких основ или слов.
Морфемные словообразования
Суффиксальный — суффикс присоединяется к основе производящего слова:
Приставочный — приставка присоединяется к целому производящему слову:
Приставочно-суффиксальный — приставка и суффикс одновременно присоединяются к основе производящего слова:
Бессуффиксный — этим образуются имена существительные:
• от прилагательных, в которых отбрасывается окончание,
либо окончание и суффикс:
• от глаголов, отсечением от начальной формы суффикса и окончания:
В процессе образования слов может происходить:
• чередование звуков:
смех – смешной — х/ш, отопить – отопление — п/пл;
• усечение конечных суффиксов или их частей:
• одновременно чередование и усечение:
Слова могут образовываться сложением основ, с
соединительных гласных или без них:
Сложением целых слов: кресло-кровать, плащ-палатка.
Сложением основы слова с целым словом:
светло-розовый – светлый, розовый;
свежемороженый – свежий, мороженый.
Слиянием (сращением) нескольких слов. Слово образуется путём
слияния целых слов, составляющих словосочетание:
труднодоступный – трудно доступный;
долгоиграющий – долго играющий.
Переходом одной части речи в другую:
1. Мне купили новое платье. 2. Я люблю всё новое.
В первом предложении слово новое отвечает на вопрос какое (платье какое? новое) и является именем прилагательным.
Во втором предложении слово новое отвечает на вопрос что (люблю что?всё новое) и является именем существительным.
Чтобы определить, от какого слова и с какой морфемы
образовалось производное слово, рассуждают следующим образом:
• зеленеть — это значит становиться зелёным. Следовательно, словозеленеть образовано от слова зелёный, точнее, от его основы зелен-,
к которой присоединился суффикс -е-.
образования — суффиксальный:
зелёный – зеленеть;
• заозёрный — такой, который находится за озером. Следовательно, слово заозёрный образовалось от слова озеро, точнее, от его основы озер-,к которой одновременно присоединились приставка и суффикс.
образования — приставочно-суффиксальный:
озеро – заозёрный.
О пользе чтения сказано немало, но, тем не менее, с некоторым разочарованием мы видим досадное отсутствие тяги нынешних школьников к книгам, тем самым книгам, которые несут бесценное знание о жизни, окружающем мире и его манящих тайнах.
Увы, потери человека, отказывающегося от чтения, невосполнимы. Если в качестве альтернативы поиска необходимой информации мы с готовностью используем сеть интернет, то что, кроме произведений гениальных авторов, знатоков человеческих душ, может лучше и полнее рассказать о людских характерах, необыкновенных приключениях и самых невероятных событиях.
Познать непознанное, вкусив сладостную прелесть художественного изложения и богатство языка, открыть для себя новые горизонты, взрослея вместе с героями увлекательнейших повествований – в этом и состоит истинный смысл чтения, и важность его невозможно умалить, даже в наш век стремительно развивающихся технологий.
Общеизвестно, что невозможно добиться успеха в жизни, не обладая грамотностью, должным уровнем культуры общения и богатым лексиконом. Эти качества в полной мере развиваются и усовершенствуются именно посредством чтения, и часы, проведенные за хорошей книгой, с лихвой окупятся перспективной карьерой и личным счастьем.
Но и не стоит забывать о ни с чем не сравнимым удовольствии, которое дарят любимые книги тому, кто готов с головой окунуться в их волшебный и увлекательный мир. По качеству и характеру прекрасного развлечения книги не имеют себе равных, и счастлив тот, кто с юных лет почувствовал особенный вкус и тягу к чтению, драгоценному ключу ко всем земным тайнам и знаниям. Ну как то так