6 Образуйте от прилагательных в скобках составную форму сравнительной степе ни, правильно согласуя их с именами существительными. С2-3 из них составьте и запишите предложения. (Правильный) решения, (интересный) занятием, (мелкий) шрифтом, на (широкий) проспек- те, (разборчивый) почерком, при (сильный) ветре, (сложный) задачу, в (весёлый) настроении, (яркий) светом. ото и составную нужно !!
море — это одно из самых удивительных явлений. оно всегда новое и необычное. иногда оно тихое, ясное, спокойное. в другой момент море становится ярким и блестящим. при сильном ветре оно похоже на взлохмаченную шерсть гигантского зверя. когда надвигается мощный циклон, море становится почти чёрным. штормовой ветер гонит крупную зыбь. по небу с криками летают чайки. взбаламученные волны тащат и разбрасывают вдоль берега зелёные водоросли, похожие на щупальца загадочных чудовищ.
но главное очарование моря заключается в какой-то тайне, которую оно хранит в своих бескрайних просторах и никому чужому не открывает. но каждый настоящий мореход носит эту тайну в своей душе.
2. ярким(1)
я -[й’] -согласный, звонкий, мягкий
-[а] -гласный, ударный
р -[р] -согласный, звонкий, твёрдый
к -[к’] -согласный, глухой, мягкий
и -[и] -гласный, безударный
м -[м] -согласный, звонкий, твёрдый
5 букв, 6 звуков, 2 слога
морфемный разбор (по составу)
бескрайних(2)
бес- -приставка
-край- -корень
-н- -суффикс
-их -окончание
морфологический разбор
(заключается) (в) тайне(3)
1) (заключается) (в) тайне — имя существительное, обозначает предмет: заключается (в чём? ) (в)
тайне;
2) начальная форма — тайна; нарицательное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения; в
единственном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является дополнением.
синтаксический разбор
штормовой ветер гонит крупную зыбь(4).
предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. грамматическая основа: ветер (подлежащее), гонит (сказуемое).
второстепенные члены предложения: (ветер) штормовой — определение; (зыбь) крупную —
определение; (гонит) зыбь — дополнение.
3. сантиме тр, расположить, столяр, поняла
4. 1) обозначение частей речи в предложении:
сущ. глаг. предл. сущ. глаг. предл. сущ.
машина свернула с дороги, поехала по кочкам.
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное,
местоимение (или личное местоимение), союз, частица.
возможное, но необязательное указание: наречие, имя числительное, междометие.
5. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
учитель внимательно посмотрел на нас и сказал: «никитин отвечает первым».
2) составление схемы предложения:
а: « п» .
6. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: покажи мне, девица, дорогу к
княжескому терему.
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
или обращение. или обращение внутри предложения. объяснение выбора может быть
сформулировано иначе
7. правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания: прошло несколько долгих
минут, и занавес начал подниматься.
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное предложение. или в
предложении две грамматические основы. объяснение выбора может быть сформулировано иначе
8. основная мысль текста.
попугаи, как и другие птицы, любят, когда с ними разговаривают ласково и спокойно.
основная мысль текста может быть в иной, близкой по смыслу формулировке.
1. Подчеркните сказуемое и укажите его тип.
ПГС - простое глагольное сказуемое
СГС - составное глагольное сказуемое
СИС - составное именное сказуемое
1.Он собирается заниматься в новой спортивной школе. - СГС
2. Принесли бы вы книгу. - ПГС
3. Родители не должны оставлять детей без присмотра. - СГС
4. Фёдор хотел убежать, но силы остановили его. - СГС, ПГС
5. Надпись на табличке запрещала посторонним входить в помещение. - СГС
6. Бопре в отечестве своём был парикмахером. - СИС
7. И счастье я могу постигнуть на земле. - СГС
8. Все трое принялись вытаскивать что-то из лодки. - СГС
9. Черёмуха выросла на дорожке орешника и заглушила лещиновые кусты. - ПГС, ПГС
10. Занятия со мной были поручены бабушке. - СИС
2. Укажите предложение с составным именным сказуемым.
А. Он будет учиться в гимназии. - СГС
Б. Сергей не мог ступить на больную ногу. - СГС
В. Чтение и учение – это вечное питание мысли. - СИС
3. Выпишите грамматические основы из следующих предложений (знаки не расставлены):
А. Ему стало жарко, и он распахнул полушубок. ( Л. Леонов)
стало жарко ;он распахнул
Б. Вода всему господин, воды и огонь боится. ( В.Даль)
Вода господин, огонь боится