6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1. ПО-ПРЕЖНЕМУ (тепло) – написание наречия через дефис определяется наличием
приставки ПО- и суффикса -ЕМУ.
2. ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется
наличием суффикса -А-.
3. НЕ ГОТОВ – частица НЕ с глаголом пишется раздельно.
4. БЕЗВИННЫЙ – в имени прилагательном, образованном от имени существительного с
основой на -Н с суффикса -Н-, пишется НН.
Открытый банк заданий ФИПИ
5. ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) – написание приставки определяется её значением –
расположение вблизи.
7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1. ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.
2. ЧЬИ-ТО (следы) – буква Ь обозначает мягкость предыдущего согласного.
3. ИЗВЕСТНЫЙ – непроизносимая согласная в корне слова проверяется словом известен.
4. ДО в наречии написание суффикса зависит от ударения.
5. ПРЕГРАЖДАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к слову
очень.
8. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1. ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется
наличием суффикса -А-.
2. НОЧЬЮ (уехать) – в наречии буква Ь указывает на мягкость предшествующего
согласного.
3. РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.
4. ЛЕЛЕЮТ (ребёнка) – в форме настоящего времени 3-го лица множественного числа
глагола I спряжения пишется окончание -ЮТ.
5. КАЛАЧОМ – в суффиксе имени существительного под ударением пишется буква О.
9. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1. ВСТРЕЧЕННЫЙ – в полном страдательном причастии времени
совершенного вида пишется НН.
2. ПРИПОДНЯТЬ – написание приставки определяется её значением – неполнота действия.
3. ВЬЮГА – буква Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.
4. ВОСХИЩАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий
согласный, пишется буква С.
5. СОРОКАЛЕТНИЙ – сложное числительное пишется слитно.
10. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1. ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором
однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.
Открытый банк заданий ФИПИ
2. ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению
приставки пере-.
3. КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква
Ь.
4. ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от
основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.
5. ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица
множественного числа пишется окончание -ИТЕ.
Много лет назад жил на свете хан. Он был такой жестокий и злой, что люди боялись даже в разговоре произносить его имя. А если случалось ему проезжать по дорогам, то жители убегали из селений в степи и прятались, где могли, что бы только не попасть ему на глаза. Близ-ких слуг своих он казнил без жалости за всякую провинность. Друзей у него не было: никто из окрестных ханов не решался быть в дружбе с таким жестоким и свирепым соседом.
Жена хана давно умерла с горя и тоски. Но у хана остался сын - молодой человек замечательной красоты и ума. Звали его Хусаин. Это было единственное существо на земле, которое любил жестокий хан.
Много друзей и товарищей было у Хусаина. С ними он скакал по степям, выезжал на соколиную охоту, состязался в стрельбе из лука. Но больше всего любил Хусаин уезжать в горы на охоту за дикими зверями. Сколько раз возвращался он домой радостный и довольный, а слуги несли за ним его добычу - туши диких вепрей и кабанов.
Старый хан беспокоился за сына и не любил, что бы тот далеко уезжал в горы.
- Незачем тебе показывать свою удаль в этих опасных забавах, - повторял он, встречая сына.
Но Хусаин только смеялся. Он был уверен в своей силе и ловкости. Долгое время все шло хорошо.
Но вот однажды Хусаин снова собрался на охоту в горы. На этот раз он отправился один, не взяв с собой никого из слуг. Только своему старому конюху он сказал, что едет за диким вепрем, который недавно появился в этих местах.
Испугался старый конюх:
- Бегись, Хусаин, как бы не напал на тебя вепрь. Засмеялся юноша:
- Полно, старик, не бойся. Разве в первый раз я отправляюсь на такую охоту?
Стегнул коня и ускакал. Ускакал Хусаин и не вернулся.
Вечер наступил. Звезды зажглись над степью, потянуло запахом цветов и полыни. Вышел старый хан из своей шелковой палатки гневный, хмурый
- Где Хусаин? Где мой сын?
Молчали слуги, потупили глаза в землю. Боялись они сказать старому хану, куда уехал Хусаин. Снимет с них хан головы за то, что отпустили юношу одного.
Ночь опустилась над степью. Не находит хан себе места от тоски. Топнул он ногой в сафьяновом сапоге и взмахнул шелковой плеткой.
- Эй, слуги!
ь слугисо всех сторон. Стоят, глаз поднять не смеют, ждут, чего от них хан потребует.
- Скачите во все концы: в горы, в степь, вдоль реки. Ищите моего сына! Помните: кто привезет мне весть, что с Хусаином случилось что-нибудь недоброе, тому я залью глотку кипящим свинцом. Ступайте!
Просвистела еще раз ханская плетка. Кинулись слуги врассыпную, вскочили на коней, поскакали в степь, в горы искать Хусаина - ханского сына.
Не скоро нашли они бедного юношу. Лежал Хусаин с растерзанной грудью под большим развесистым деревом. Видно, напал на него дикий вепрь и вонзил ему в сердце острые клыки.
В горести и страхе стояли слуги над телом ханского сына. "Что теперь будет? Как сказать хану о страшном несчастье?" Плакали слуги и от горести при виде погибшего юноши, и от страха перед тем, что их ожидает, если принесут они хану страшную весть.
И сказал тогда старый конюх товарищам:
- Друзья, все вы знаете пастуха Али, что живет в хижине у горного ручья. Нищий пастух Али, а ум и искусство его славятся далеко. Он все знает и умеет: и кувшины лепит из глины, и арканы для ловли коней плетет, и новую пастушью свирель придумал. Пойдем к Али и спросим, как нам быть.
Пастух Али сидел у порога своей хижины и плел корзину из ивовых прутьев. С горестью выслушал он рассказ старых слуг:
- Мы пришли к тебе, Али, за сказали они, кончив свою печальную повесть. - Научи, как нам от страшной казни, которая нас ожидает.
Долго думал Али, поникнув седой головой.
- Хорошо, - сказал он наконец, - до утра еще далеко. Ложитесь и отдохните здесь у костра. Постараюсь вашей беде.
На куче мягких опавших листьев и степных трав растянулись усталые слуги вокруг огня и заснули. А старый Али не спал. Он принес тонких досок, сухих конских жил и принялся что-то мастерить ножом.
Наутро слуги были разбужены нежной музыкой. Они вскочили и увидели старого пастуха. Али сидел, поджав ноги, и держал в руках не виданный ими прежде музыкальный инструмент. Тонкие струны были натянуты на нем. Али перебирал их пальцами, и инструмент пел в его руках, как живой.
- Теперь идемте к хану, - сказал старый пастух. Окруженный испуганными слугами, вошел он в палатку хана.
- Ты принес мне весть о Хусаине? - грозно спросил хан.
- Да, великий хан, - ответил Али. И заиграл на том музыкальном инструменте, который он смастерил ночью.
Объяснение:
Седлайте велосипед.
Стягивает солнце туманное одеяло с реки.
Добывает свой хлеб трудолюбивый дятел.
Измененный текст:
На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или едьте на велосипеде , а лучше — пешком. Пораньше из дому, лучше когда еще есть заря. Тогда весь праздник — ваш. Вы увидите, как река становится прозрачней , увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как дятел трудится.
Метафора делает текст более интересным для прочтения.Она украшает его.