6. Выпишите выделенные предложения, укажите главную и зависимую части. На какой вопрос отвечает зависимая часть? Какое слово соеди няет части сложного предложения?
Вавгусте ночи туманны, но мы так увлечены уженьем рыбы, что почти каждую ночь ходим на озеро, разводим там костёр и дожидаемся утренней зари. берега озера изрезаны глубокими оврагами и покрыты деревьями. в тумане очертания их странны и все время меняются. окрестности озера пустынны: здесь редко встретишь человека. но зато какое оживление в природе. кусы и заросли на берегах озера наполненные птичьими голосами, хором квакают лягушки, плещется рыба в воде. впрочем, сейчас тут удивительно тихо. озеро погрузилось в сон: оно как будто совсем безжизненно. все окутало пеленой густого тумана.
Задание № 2. Члены предложения + части речи (1 – сущ.; 3 – мест. 5 – глаг.; 7 – деепр.; 8 – нареч.; 9 – предл.).
Ученые (1) древности (1), разрезая (7) луковицу (1) поперек (8), объясняли (5) на (9) ней (3) строение (1) вселенной (1) своим (3) ученикам (1). Ученые древности (~~), |разрезая луковицу поперек|(_._._), объясняли (═) на ней (_._._) строение (_ _) вселенной (_ _) своим (~~) ученикам (_ _).
Задание № 3. Составлено: а) простое предложение с причастным оборотом, который располагается после определяемого слова: Поселок окутывала благостная тишина, нарушаемая лишь редким лаем собак.
б) простое предложение с однородными подлежащими: Внезапный ливень и свежий ветер нас от невыносимой жары.
в) сложносочинённое предложение, которое соответствует схеме: […], то есть […]. Везде были видны новые постройки, то есть село стало возрождаться.
г) сложноподчинённое предложение, которое соответствует схеме: […], (когда …). С приходом лета начинается шум и суета, когда толпы отдыхающих с сумками и чемоданами заполоняют город.
д) бессоюзное сложное предложение, которое соответствует схеме: […] – […]. Я громко поздоровался – он вздрогнул от неожиданности.
Задание № 4. 1. Прочитав статью о дружбе, она показалась мне очень интересной. ИСПРАВЛЕНО: Статья о дружбе, прочитанная мною, показалась мне очень интересной.
2. Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь. ИСПРАВЛЕНО: Когда я завершал (дописывал) сочинение, у меня закончилась тетрадь.
3. Мне очень понравился автопортрет Пушкина, который нарисовал художник Тропинин. ИСПРАВЛЕНО: Мне очень понравился портрет Пушкина, написанный художником Тропининым.
4. К следующему уроку нам задали выучить автобиографию Лермонтова. ИСПРАВЛЕНО: К следующему уроку нам задали выучить биографию Лермонтова.
5. Я написал свою автобиографию. ИСПРАВЛЕНО: Я написал (составил) автобиографию.
(1 – сущ.; 3 – мест. 5 – глаг.; 7 – деепр.; 8 – нареч.; 9 – предл.).
Ученые (1) древности (1), разрезая (7) луковицу (1) поперек (8), объясняли (5) на (9) ней (3) строение (1) вселенной (1) своим (3) ученикам (1).
Ученые древности (~~), |разрезая луковицу поперек|(_._._),
объясняли (═) на ней (_._._) строение (_ _) вселенной (_ _) своим (~~) ученикам (_ _).
Задание № 3. Составлено:
а) простое предложение с причастным оборотом, который располагается после определяемого слова:
Поселок окутывала благостная тишина, нарушаемая лишь редким лаем собак.
б) простое предложение с однородными подлежащими:
Внезапный ливень и свежий ветер нас от невыносимой жары.
в) сложносочинённое предложение, которое соответствует схеме:
[…], то есть […].
Везде были видны новые постройки, то есть село стало возрождаться.
г) сложноподчинённое предложение, которое соответствует схеме:
[…], (когда …).
С приходом лета начинается шум и суета, когда толпы отдыхающих с сумками и чемоданами заполоняют город.
д) бессоюзное сложное предложение, которое соответствует схеме:
[…] – […].
Я громко поздоровался – он вздрогнул от неожиданности.
Задание № 4.
1. Прочитав статью о дружбе, она показалась мне очень интересной.
ИСПРАВЛЕНО:
Статья о дружбе, прочитанная мною, показалась мне очень интересной.
2. Заканчивая сочинение, у меня кончилась тетрадь.
ИСПРАВЛЕНО:
Когда я завершал (дописывал) сочинение, у меня закончилась тетрадь.
3. Мне очень понравился автопортрет Пушкина, который нарисовал художник Тропинин.
ИСПРАВЛЕНО:
Мне очень понравился портрет Пушкина, написанный художником Тропининым.
4. К следующему уроку нам задали выучить автобиографию Лермонтова.
ИСПРАВЛЕНО:
К следующему уроку нам задали выучить биографию Лермонтова.
5. Я написал свою автобиографию.
ИСПРАВЛЕНО:
Я написал (составил) автобиографию.