64. Проанализируйте предложения и объясните выбор формы числа
сказуемых. Выпишите грамматические основы. Определите тип сказуемо-
ro в каном предложении.
1. Часть семиклассников, которые сдали сочинения вчера, уже
получили долгожданные пятерки. 2. Пара белоснежных коней при-
вязана у крыльца. 3. Только трое учёных осталось работать в лабора-
тории. 4. Как мог бесследно исчезнуть миллион рублей?5. Эти семь
стульев должны стоять у стены. 6. Деду исполнился семьдесят один
год. 7. Шесть километров отделяет нас от города. 8. Множество раз-
ноцветных огоньков украшало елку. 9. Стайка воробьёв поднялась
в воздух. 10. С этого дня три девочки стали дружить
Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова
«Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание
- его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать,
деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых,
захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден,
но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет
«обломовщина» . В это понятие входят непобедимая лень, апатия,
безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки
«обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель
вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова.
Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно
возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу
и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос
Обломов. Детство героя во времена крепостного права, но
автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества.
В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве
и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке
редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер
никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража
гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают
друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох,
когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на
четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают,
что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива.
Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака.
Главной заботой обитателей Обломовки является пища. Ог голода никто
не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи:
«Об обеде совещались целыми домом.. . Всякий предлагал свое блюдо.. . » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное
подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов.
Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку?
Детство Обломова в атмосфере беспечности и безделья.
Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было
здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет
непри к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал
от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за
него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел,
что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего
не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре
воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после
давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что
взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась
с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не
жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом
с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой,
чтобы дитя не перетруждалось.