7. Прочитай отрывок из романа «Евгений Онегин». Выучи его наизусть и запи- и по памяти. В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе... А.С. Пушкин Расскажи о поэте, используя дополнительные источники информации. Поставь вопрос к выделенному слову. Что это слово обозначает? Какой частью речи оно является? Найди в отрывке стихотворения и подпиши другие известные тебе части речи. Подумай, какими членами предложения могут являться слова разных частей ечи.
- Привет, Катя. Чем занимаешься? Почему тебя в школе не было?
- Привет, Олеся. Да вот сижу, смотрю в окно и думаю.. А, не было потому что болею. Подхватила где-то простуду.
- Жаль, я тебе звонила, чтобы пригласить погулять с нами... Эх. О чем думаешь?
- Да о деревьях. Вот, наша липа уже какая вся желто-оранжевая. А вот ель как стояла зеленая, так и стоит.
- У нас также. Во дворе у нас растут ясень, дуб, береза, рябина. И все они уже поменяли цвет листочков с зеленого на оранжевый, желтый, красный.
- Кстати, нам же задавали на пятницу поделку "Прощай, осень". Могла бы ты набрать мне листочков и каштанов?
- Конечно. Тебе каких листочков? Или без разницы?
- Собери побольше листов тополи, граба и клёна. И две горсти каштанов. Зайди ко мне через полчаса, хорошо?
- Да, хорошо. Жди через полчаса. Пока-пока!
- До встречи!
Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер — природная зарисовка оставляет печальное впечатление.
Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.
Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность — с целительным воздействием сна-мечты.
Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.
Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.