7. Сложноподчинённым с придаточным меры и степени является предложение
А. Чтобы не стрелять лишний раз, мы поймали аршинную черепаху и поужинали её
печёнкой, изжаренной на маленьком костре. (Н.Гумилёв)
Б. Как-то в полдень в одном из таких лесов, я забавлялся, стреляя марабу, мой слуга,
бывалый абиссинец, громадный, с рябым лицом, указал мне на след у самой воды.
(Н.Гумилёв).
В. Мне казалось, что все звери Африки залегли вокруг меня и только ждут минуты, чтобы
умертвить меня мучительно и постыдно. (Н.Гумилёв)
Г. Козлёнок отбежал так далеко, как ему позволяла натянувшаяся верёвка, и стоял опустив
голову и цепенея от ужаса. (Н.Гумилёв)
8. Сложноподчинённым с придаточным сравнительным является предложение
А. Потом взошла луна, и мы увидели посреди лужайки дикобраза, который к чему-то
принюхивался и рыл землю. (Н.Гумилёв)
Б. Сперва было слышно, как запоздалые кабаны ворочались в кустарниках, потом
беспокойно прокричала какая-то птица, и стало так тихо, будто весь мир разом опустел.
(Н.Гумилёв)
В. Только путешественник может себе представить, что такое усталость и как может
хотеться спать. (Н.Гумилёв)
Г. Вдруг я очнулся как будто от толчка, - я только потом сообразил, что это мой слуга
зашептал мне с дерева: "Гета, гета (господин, господин)", и на дальнем конце лужайки
увидел льва, чёрного на фоне тёмных кустов. (Н.Гумилёв)
9. Сложноподчинённым с придаточным определительным является предложение
А. Года четыре тому назад, когда я приехал в неё впервые, их было триста, теперь их
четыреста. (Н.Гумилёв)
Б. Мы прицепились к камням посреди почти отвесных склонов и слушали удаляющиеся
голоса, которые раздавались то в вышине от нас, то ниже и вдруг слились в один
торжествующий рёв. (Н.Гумилёв)
В. Я не очень огорчился подобной проволочке, так как люблю этот городок, его мирную и
ясную жизнь. (Н.Гумилёв)
Г. Он ничего не но, если вдруг ему дают кусок сахару или мелкую монету, он
благодарит серьёзно и вежливо, с совсем особенной, выработанной тысячелетиями
восточной грацией. (Н.Гумилёв)
10. Двоеточие (знаки препинания опущены) должно стоять в бессоюзном сложном
предложении
А неделя другая вдруг въезжает ко мне на двор коляска. (А.Пушкин)
Б. Иван Иванович подошёл к воротам загремел щеколдой изнутри поднялся собачий лай.
(Н.Гоголь)
В. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то
шаги кто-то чихнул на сеновале. (И.Гончаров)
Г. Шёлк не рвётся булат не сечётся золото не ржавеет. (Пословица)
11. Тире (знаки препинания опущены) должно стоять в бессоюзном сложном предложении
А. Я не ошибся старик не откакзался от предлагаемого стакана. (А.Пушкин)
Б. Уже вечерело солнце скрылось за небольшую сосновую рощу лежавшую в полуверсте от
сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (И.Тургенев)
В. Метель не утихала небо не прояснялось. (А.Пушкин)
Г. Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л.Толстой)
12. Тире (знаки препинания опущены) должно стоять в бессоюзном сложном предложении
А. Над поверженным шипел электрический фонарь у входа на мост вокруг поверженного
метались встревоженные тени гайдамаков с хвостами на головах выше было чёрное небо с
играющими звёздами. (М.Булгаков)
Б растает снег взойдёт зелёная украинская трава заплетёт землю... выйдут пышные
всходы... задрожит зной над полями и крови не останется следов. (М.Булгаков)
В. Я ничего не делаю собачий страх находит на меня. (Д.Хармс)
Г. Май холодный год приплодный. (Пословица)
Тема: Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Цель урока:
- познакомить со сказкой, используя прием чтение с остановками и вопросы различного типа, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.
Литература:
Латышская сказка " Лесной Мишка и Проказница-Мышка".
Ход мероприятия:
Стадия «вызов»:
На стадии вызова обращаемся к личному опыту, который подготовить учащимся к личностному восприятию произведения.
Это занятие начинаем с групповой работы. Разделим учеников на несколько групп. Учитель – ведущий, у него красивая палочка-выручалочка. Дети каждой группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна
После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас!» Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме.
Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не решить ту или иную проблему.
После этого можно провести беседу и предложить детям ответить на вопросы:
- Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на что бы вы ответили?
- Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на другим?
Стадия «осмысления»:
3. Далее предлагается сказка «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
Прогнозирование по названию: сказка называется «Лесной Мишка и Проказница-Мышка».
-Как Вам кажется, о чем эта сказка?
Текст читает учитель, делая остановки. После каждого отрывка учитель задает вопросы:
Медведь - Лесной Мишка всю зиму спал в своей снежной берлоге и сосал лапу. А снилось ему лето и соты, полные мёда.
Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу.
Первая остановка:
1) Кто главные герои этого отрывка?
2) Как их звали? Опишите их?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
- Моё ухо - нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду-малину!
- Не дави меня, Мишка, - стала жалобно просить Проказница, - лучше отпусти меня, я тебе пригожусь!
Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но всё же отпустил.
Вторая остановка:
Почему Мишка посмеялся над Мышкой?
На что Мышка может пригодиться Мишке?
3) Предскажите, как могут развернуться события в дальнейшем?
немного времени. Медведь тёмной ночью вылез из берлоги, побрёл по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришёл Лесному Мишке!
Третья остановка:
Что случилось с Мишкой?
2) Предскажите окончание сказки и есть ли уверенность в счастливом конце?
Медвежий рёв разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему это Медведь так ревёт? Смотрит, а её силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовёт Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Четвертая остановка:
Подтвердились ли Ваши предположения об окончании сказки?
Как Проказница-Мышка Лесному Мишке?
Стали ли Проказница-Мышка и Лесной Мишка друзьями? Почему вы так думаете?
Расскажите, как взаимовыручка найти выход из следующих трудных ситуаций:
- У медведицы потерялся медвежонок.
- Волчица пропала, и волчата остались одни.
- У белки украли все запасы на