7. Укажите, какая из двух параллельных форм вам представляется правильной. Если оба варианта, по вашему мнению, употребительны в современном литературном языке, подчеркните и тот, и другой и укажи-те, есть ли различие (какое?) в их использовании. Базироваться на досто-верных фактах – базироваться на достоверные факты; вульгарное арго – вульгарный арго; директоры – директора; единственный – единственен; Иван – большая умница или Иван – большой умница; мать с дочерью не могла уснуть – мать с дочерью не могли уснуть; не любить абстрактное ис-кусство – не любить абстрактного искусства; новая туфля – новый туфель; повары – повара; по десяти франков – по десять франков; работы Базилюка Ивана – работы Базилюк Ивана; рецензия на книгу – рецензия о книге; са-мый ближайший – самый близкий; сироп приятен на вкус – сироп приятный на вкус; старая плащ-палатка – старый плащ-палатка; сто гектаров – сто гек-тар; торты – торта; у озера Балатон – у озера Балатона; четверо работниц – четыре работницы; робеть перед экзаменом – робеть экзамена; самый юный – наиболее юный; согласно приказа – согласно приказу; ряд сотрудников направлен – ряд сотрудников направлены; удалиться друзей – удалиться от друзей; у нее – у ней. 8. Найдите неверные образования грамматических форм и отредактируйте высказывания. 1. Она более моложе, чем все остальные. 2. Его местов я не занимаю и никаких делов у меня с ним нету. 3. Все были го-товые к походу. 4. Морозец щипает щеки, метет поземка. 5. Путь, который избрал герой, ошибочен, неправильный. 6. На занятиях не было обоих се-стер. 7. Сарай был крыт толью, а на окнах дома висела красивая тюль. 8. И оно никогда не уйдет, не стерется из нашей памяти. 9. Он уехал не позавтра-кавши.
9. Исправьте ошибки, связанные с использованием деепричастного оборота. 1. Раскопав ямку до дна, на солнце заблестели голубые камни. 2. Открыв окно, запахло соснами. 3. Подъезжая к городу, начался сильный ве-тер. 4. Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 5. Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан.
Ветер в голове – ненадежный человек.
Вылетело из головы – забыл.
Голова идет кругом – слишком много дел, обязанностей, информации.
Давать голову на отсечение – обещать.
Как снег на голову – неожиданно.
Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.
Не сносить головы – отвечать за свои поступки.
Осмотреть с головы до ног – всего, тщательно, внимательно.
Очертя голову – рискованно.
По головке не погладят – поругают.
С больной головы на здоровую – свалить вину на другого.
С ног на голову – наоборот.
Сломать голову над задачей – напряженно думать.
Сломя голову – очень быстро.
Век живи, век учись.
С людьми советуйся, а своего ума не теряй.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Читай, знакомься с тем, что было и что есть.
Останься до утра под сенью нашего шатра или пробудь у нас и доле, как ты захочешь.
Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной.
Полно не дурачься.
Утешься, друг.
Садитесь вот здесь, подле меня, на скамейке.
Вы, батюшка, меня не тревожьте и не расспрашивайте.
Отправьте их в Оренбург.
Будьте вы счастливы, добрые люди.
Не спорьте со мной со мной, слушайте, зайчики, деде Мазая.
- Вот... Познакомтесь, - проговорил он.
Не будьте, товарищ, слепым и глухим! Держи,товарищ, порох сухим! Знайте и верьте, друзья: благодатна всякая буря душе молодой - зреет и крепнет душа под грозой.
Что говорил, чему учил старый писатель? Верьте в свой народ, создавший могучий русский язык, верьте в его творческие силы ему подняться с колен, иди к нему, иди с ним.
Всего себя отдавайте жизни, но не поддавайтесь его течению безвольно. Будьте всегда целеустремлённы.
Друзья мои, ради победы над врагом, ради светлого дела умножьте ваши усилия.
Извини, что так долго.