8(3 )
прочитайте отрывок из поэмы а.с. пушкина «евгений онегин», сформули-
руйте не менее двух лексических значений выделенного слова.
тогда – не правда ли? – в пустыне,
вдали от суетной молвы,
я вам не что ж ныне
меня преследуете вы?
зачем у вас я на примете?
не потому ль, что в высшем свете
теперь являться я должна;
что я богата и знатна,
что муж в сраженьях изувечен,
что нас за то ласкает двор?
не потому ль, что мой позор
теперь бы всеми был замечен,
и мог бы в обществе принесть
вам соблазнительную честь?
дополнение к .
обратите внимание на следующие примеры, когда будете определять значение
выделенного слова.
а) капитан байрон, сын знаменитого адмирала и отец великого поэта, навлёк
на себя соблазнительную славу. он увёз лорда carmarthen и женился
на ней тотчас после её развода (а.с. пушкин. критические, журнальные и
автобиографические статьи и заметки).
б)
в
киеве,
снискав
милость
знаменитого
воеводы
князя
василия
константиновича острожского, григорий жил в печерском монастыре, а после
в никольском и в дермане; везде священнодействовал как диакон, но вёл жизнь
соблазнительную,
презирая
устав
воздержания
и
целомудрия
< …>
(н.м. карамзин.
государства
российского.
том
11
)представьте,
что
формы
любая,
дача,
струя
–
это
деепричастия
несовершенного вида. как бы в таком случае выглядели другие формы
«глаголов», от которых эти деепричастия образованы? оформите ответ в виде
следующей таблицы.
«деепричастие»
1-е л. ед. ч.
3-е л. ед. ч.
3-е л. мн. ч.
инфинитив
любая
дача
струя
[национальный корпус языка].
Объяснение:
1. Он спросил детей, где же они искали его.
2. Издатели спрашивали меня, когда я напишу мемуары.
3. Мне хотелось спросить, почему никто не учитывает, что я перенёс тяжёлый грипп.
4. Отец спросил свою милую, любимую дочь, почему она не берет цветка желанного.
5. Он долго глядел на ягоды, затем подумал, что, может быть, они ядовитые.
6. Я спросила малышей, нравится ли им то, что я играю.
7. Мама озабоченно спросила дедушку, как он себя чувствует.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение с вопросительными местоимениями и наречиями, то при замене её косвенной речью эти местоимения и наречия превращаются в союзные слова.
Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение без вопросительных местоимений и наречий, то при замене вводится союз/частица "ли".
• устало плелись× - примыкание (тип подчинительной связи в словосочетании)
• плелись× по берегу - управление
• по пустынному берегу× - согласование
• по усеянному берегу× - согласование
• по усеянному× галькой - управление
• от едва колышущегося× - примыкание
• от колышущегося моря× - согласование
• веяло× на мальчиков - управление
• веяло× покоем - управление
• веяло× тишиной - управление
• странным покоем× - согласование
• не зашедшего× ещё - примыкание
• не зашедшего× за горизонт - управление
• за горизонт× солнца - управление
• скользили× по волнам - управление
• по лёгким волнам× - согласование
• набегали× на берег - управление
• казалось× ребятам - управление
• добрались× до края - управление
• до самого края× - согласование
• до края× света - управление
• утомлённые× путём - управление
• долгим путём× - согласование
• шли× молча - примыкание
• их головы× - примыкание
• прятались× за ворохами - управление
• за ворохами× бурьяна - управление
• сухого бурьяна× - согласование
• собранного× ими - управление
• собранного× для костра - управление
• для будущего костра× - согласование