8. ДІ
10.
І
1 1 1
І
12. 13. 14.
1 : 15 : 1 : 16 : :
1. 18 : 1
1
лов. Озглавьте текст.
За свою долгую историю русское письмо претерпело только две реформы
в начале XVШ и в начале XX века. Первая реформа была проведена Петром І.
Специальным указом в 1708 году были отменены некоторые писавшиеся по
традиции, но ненужные русскому письму бук-вы: 0 (омега), у (пси), (кси),
v(ижица) и некоторые другие. Некоторые буквы старославянского письма
оказались лишними уже для древнерусского языка. Так, в древнерусском языке
не было носовых гласных звуков, передаваемых большим и малым юсами, эти
буквы просто дублировали буквы у, ю, я, и поэтому их постепенно перестали
писать. Кроме того, было изменено начертание самих букв
они были
приближены по своему виду к латинским. Так появились две азбуки-
кириллицы. Новую назвали гражданицей или гражданкой, поскольку она
предназначалась Для светских текстов. неизменённая Кириллица
использовалась для церковных текстов. Сам Пётр Івскоре восстановил
некоторые упразднённые им буквы, а затем Академия наук, уже после его
смерти, снова исключила из азбуки «лишние» буквы и узаконила новые, уже
употреблявшиеся в текстах, но ещё не включённые в азбуку: эий. В конце
XVI века появилась буква ё. С введением гражданской азбуки в алфавите
впервые устанавливаются прописные и строчные буквы. К концу XIX — началу
ХХ века в русском письме накопилось много устаревшего, не связанного с
фактами живого языка. Главным недостатком орфографии признавались
«лишние» бук-вы. Для передачи некоторых звуков имелись буквы-дублеты: е
ѣ (ять); ф (ферт) ө(фита), и і (иже) у (ижица). Однако реформа
орфографии самое большое событие в истории письма — состоялась уже в
XX веке. 10 октября 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил
декрет о введении нового правописания. (По С. Кузьминой)
2) Разделите текст на смысловые части. К каждой из них запишите
ключевые слова и словосочетания.
Надвигалась свинцовая туча, ребята поспешили домой (было по одной грамматической основе в каждом простом предложении :туча-подлежащее, надвигалась- сказуемое и ребята- подлежащее, поспешили- сказуемое, а в сложном предложении стало две грамматические основы)
По алмазной скатерти снегов пробегают лёгкие ласки, бесшумно пролетают над высокими снежными сугробами совы (было по одной грамматической основе в каждом простом предложении: ласки- подлежащее. пробегают- сказуемое, и совы- подлежащее, пролетают- сказуемое, а в сложном предложении всегда более одной грамматческих основ, здесь стало две)
в языке много лексических явлений, которые украшают нашу речь и красиво выразить свои мысли. например, в предложении пятьдесят три используется метафора «письма…вынули не из шкатулки – их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». эта метафора позволяет выразить все чувства, которые испытывала мать погибшего в тот момент, то, как стало пусто на ее душе, как она разочаровалась в людях, как стало ей одиноко и больно снова. также в предложении тридцать шесть есть метафора «горячо шепнул». мальчику не хотелось красть у бедной женщины письма, последнюю частичку сына. он отказывался в этом участвовать. поэтому шептал с напором, стараясь отговорить от этого других.
грамматика позволяет сформулировать свою мысль. в предложении номер сорок один есть обращение «дети». оно позволяет увидеть, к кому обращаются. предложение под номером двадцать четыре является вопросительным. оно передать суть прихода детей.
грамматические и лексические явления точно и ясно выразить свои мысли. утверждение автора является верным. абсолютно все можно передать с слова.