8 класс, Русский язык, упр.418, стр.236. Сжатое изложение. Но со схемой от учителя
1)Убираем обращения, одно или несколько однородных членов, вводные слова
2)Исключаем некоторые слова в предложении
3)Обобщаем, объединяем: т.е. то, что говорится в нескольких предложениях, передаём одним предложением . Кто может сделать. Вот текст
В Арле, в вечернем пустом кафе нас убедил в красоте нашего языка кёльнер - "гарсон" средних лет - типичный арлезианец с насмешливыми глазами. Он долго почтительно стоял недалеко от нашего столика , слушал наш разговор , потом подошел и с на каком языке мы разговариваем . -А почему вы это спрашиваете?-с мы в свою очередь гарсона. -Какой-то ,- ответил он, - необыкновенно красивый язык. Я такого еще никогда не слышал . Это венгерский? -Нет! -Польский? -Нет! -Чешский? -Нет! -Какой же все-таки? -Это русский язык . -Погодите!-воскликнул гарсон и ушел за перегородку.Оттуда он привел другого гарсона - седеющего и благожелательного. -Вот!-сказал он и с торжеством показал нам своего товарища . Тот смутился . . -Я изучаю русский язык,- ответил седеющий гарсон с некоторой гордостью.-По старому учебнику... Но у меня нет практики русском языке.Он не слыхано трудный.В Арле русские не бывают. За несколько лет вы первые -Зачем же вы изучаете этот язык? -Он мне нравится,-ответил,смущаясь,гарсон
Среди этой обширной и пустынной страны где казалось так недавно человек начал поднимать природу своей волей, где так редко встречались небольшие села, деревни, города, западный путешественник нетерпением ждал, когда же покажется тот знаменитый город, который давал название целой стране.
И вот перед ним развертевалась Москва, и произвела сильное впечатление. На не измеримом пространстве чёрная громада домов, но над этой чёрной громадиной поднималось бесчисленное множество церковных глав и колоколен. Выше всех поднимался Кремль кого вели государя с белою каменною стеной наполненной белыми каменными церквями с позолоченными главами. Эта белизна кремлевской стены и большое количество белых каменных зданий дали происхождение известному эпитету, который до сих пор остаётся за Москвой белокаменная.
1. Это текст, потому что это предложения, связанные между собой смыслом и грамматикой.
2. О времени.
3. (Прост и не знаю)
7. Я сделала
8. Знаки препинания я поставила потому, потому что там были однородные слова.
9. (Прости, не знаю)
10. (Прости, не знаю)
1) Одна за другой - количественно-именное значение
2) порыв ветра - метафорическое значение
3) в начале года - метафорическое значение
4) Трое суток - количественно-именное значение
5) в одном из домов - значение избирательности
6) что-то неприятное - значение неопределённости
7) сто рублей - количественно-именное значение
8) Конец дня - метафорическое значение
9) Нам с матерью - значение совместности
10) мало имён, много произведений - количественно-именное значение
11) Кто-то из толпы - значение неопределённости
12) несколько мешков - количественно-именное значение
13) Борису с Колей - значение совместности
14) что-то трудное, что-то опасное - значение неопределённости; должны делать - словосочетание в составном сказуемом
15) Груда пирожков - количественно-именное значение
16) девочка с голубыми волосами - контекстуально-цельное значение
17) женщина с мужским лицом, женщина с мужской причёской - контекстуально-цельное значение
18) любое из кресел - значение избирательности
19) берёзки с клёнами - значение совместности
20) миллион роз - количественно-именное значение
21) В глуби грунтовой - метафорическое значение
22) что-то чуждое, что-то бесовское, что-то прелестное - значение неопределённости
Объяснение:
Количественно-именное значение. Главное слово несёт в себе количественную характеристику, а зависимое - обозначение предмета и употребляется в родительном падеже (три танкиста, сто рублей, столько времени).
Значение избирательности. Главным словом является местоимение или числительное, а зависимым — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из» (один из друзей, каждый из выступавших, некто из толпы).
Метафорическое значение. Главное слово употребляется в переносном значении и лишь указывает на схожесть предмета с чем-либо, а зависимое слово употреблено в прямом значении (зеркало пруда, копна волос).
Значение неопределённости. Главное слово выражено неопределённым местоимением, а зависимое — согласованным прилагательным или причастием (что-то приятное, кто-то танцующий).
Значение совместности. Главным словом является существительное или местоимение в именительном падеже, а зависимым — существительное в творительном падеже с предлогом «с». Здесь важно помнить, что такие словосочетания можно считать примером цельных словосочетаний только в том случае, когда они являются в предложении подлежащим, а сказуемое употреблено во множественном числе (мать с дочерью идут гулять, мы с братом играли в шахматы).
Контекстуально-цельное значение. Такие словосочетания становятся цельными только в определённом контексте (парень с карими глазами, мужчина невысокого роста).
Словосочетания в составных сказуемых (начал беседовать, выглядел отдохнувшим, хотел приехать).
Цельные словосочетания представляют собой сочетание слов, одно из которых (обычно главное) имеет ослабленное лексическое значение, а другое его дополняет. Таким образом, зависимое слово становится главным в смысловом отношении. Вследствие этого образуется тесная связь внутри такого словосочетания. Как члены предложения цельные словосочетания не делятся на отдельные, а являются одним членом предложения.