8 класс Суммативное оценивание за раздел «Мир профессий» [8 б.] Время выполнения 20 минут Задания 1. Определите основную мысль текста на основе названия, плана и целевой аудитории. [1 б.] Аргументируйте свой ответ (приведите не менее трёх доказательств правильности определения основной мысли) [3 б.] Кто такой биоинженер и чем он занимается? План I Биоинженерия: живые организмы можно проектировать. II Биоинженеры совершают чудеса. 1. Белок интерферона от гриппа. 2. Создали искусственный интерферон. III В ГМО нет ничего страшного! Целевая аудитория: возрастной диапазон широкий (от подростков 15 лет до пожилых людей). Статья привлечёт внимание подростков, стоящих перед выбором профессии, и тех, кто заинтересован новыми профессиями, неравнодушен к научным открытиям в области биологии. Прочитайте текст и выполните задания. Биологическая инженерия (сокращённо – биоинженерия) – термин парадоксальный, противоречивый. Инженер – это тот, кто проектирует автомобили, станки, самолёты, приборы, а биолог имеет дело с чем-то живым. Как же совместить эти понятия? Веками люди имели дело с растениями, животными, грибами и другими живыми организмами в том виде, в каком их создала природа. Максимум, что мог позволить себе человек – это вывести породу с заданными признаками путём скрещивания и естественного отбора, но это во многом оставалось лотереей, и даже если лотерея оказывалась выигрышной, времени на это уходило немало. Но вот в XX веке развитие биологических наук достигло такого уровня, что оказалось – живые организмы тоже можно проектировать и конструировать! Как это делается, для чего это нужно? Заболев гриппом, мы с вами можем без проблем купить в аптеке противовирусный препарат, а ведь каких-нибудь 50 лет назад всё, что мог врач прописать такому больному – это общеукрепляющие средства и жаропонижающее, лекарств от гриппа и других вирусных болезней не было, вирусы ведь нельзя травить антибиотиками, как бактерии. Организм борется с ними сам, производя особый белок – интерферон, который мешает вирусам проникать в клетки, и именно на этом веществе основаны все противовирусные препараты. Одна беда: человеку только человеческий интерферон, а чтобы получить одну лечебную дозу, нужно два литра крови. Обеспечить всех больных не получится, даже если все до единого жители Земли станут донорами (а это невозможно хотя бы потому, что у многих людей есть противопоказания к этому). По этой причине интерферон поначалу был очень дорогим лекарством – например, в США курс лечения стоил 30 000 долларов, а мы сейчас покупаем противовирусные препараты по вполне доступным ценам… кто же совершил такое чудо? Биоинженеры! За синтез интерферона – как и любого белка – отвечает определённый ген. Используя одни ферменты как «ножницы», другие как «клей», а вирус-бактериофаг – как «буксир», учёные встроили этот человеческий ген в геном кишечной палочки – и бактерии начали производить человеческий интерферон, передавая эту потомству. Подобным образом была решена проблема производства инсулина для людей, страдающих сахарным диабетом – ведь инсулин, полученный из поджелудочных желез свиней, у многих больных вызывал побочные эффекты. Это лишь один пример достижений биоинженерии, точнее, одной из её отраслей – генной инженерии, которой так боятся наши современники. Каких только сюжетов не демонстрируют некоторые безответственные телеканалы – вплоть до людей, которые ели какие-то продукты с генами кактуса, и у них на коже выросли колючки, как у этого растения… разумный человек задался бы вопросом: столько лет мы едим картофель со всеми его генами – однако картофельной кожурой до сих пор никто не оброс, за что же генам кактуса такая честь? Впрочем, разумные люди такие телеканалы и не смотрят. В действительности, ничего особенно страшного в генетически модифицированных продуктах нет, правда, могут быть некоторые особенности. Возьмём, к примеру, картофель с генами камбалы – он «не по вкусу» колорадскому жуку, для человека же ничем не отличается от обычной картошки, но людям, страдающим аллергией на рыбу, его действительно лучше не есть. Поэтому правы те, кто требует указывать на упаковке генномодифицированных продуктов соответствующую информацию, но бояться их не стоит, речь идёт лишь об индивидуальных различиях. А сюжеты о страшных мутантах, убегающих из лабораторий генных инженеров, оставим авторам фильмов ужасов. 2. Сформулируйте 2 вопроса высокого порядка по тексту. [2 б.] 3. Приведите по 1 примеру факта и мнения из прочитанного текста. [2 б там 3 вопроса
... она напомнила брату про его не застеленную (стел-стил) кровать и предложила (лаг-лож) ему её застелить (стел-стил). Она сказала, что ей уже надоело вечно застилать (стел-стил) за него кровать. Брат ей пообещал, что кровать он обязательно уберёт, но в итоге Ира поняла. На брата нельзя было полагаться (лаг-лож). Брат просто забыл про свою кровать и проигнорировал сестры. Когда мама пришла домой и увидела не застеленную (стел-стил) кровать сына, она очень сильно поругала Ирину. Мама говорила, что Ира лентяйка, и что она целый день пролежала на кровати, ничего не делая. Ирина думала, что брат признается, что это его вина, но правды она от него так и не услышала.
... она напомнила брату про его не застеленную (стел-стил) кровать и предложила (лаг-лож) ему её застелить (стел-стил). Она сказала, что ей уже надоело вечно застилать (стел-стил) за него кровать. Брат ей пообещал, что кровать он обязательно уберёт, но в итоге Ира поняла. На брата нельзя было полагаться (лаг-лож). Брат просто забыл про свою кровать и проигнорировал сестры. Когда мама пришла домой и увидела не застеленную (стел-стил) кровать сына, она очень сильно поругала Ирину. Мама говорила, что Ира лентяйка, и что она целый день пролежала на кровати, ничего не делая. Ирина думала, что брат признается, что это его вина, но правды она от него так и не услышала.