8 Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание частиц. 1. Ведь были он) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов) 2 Поди (а) ты сода, присядь (ка) ты со мной. (А. Пушкин) 3. Нельзя (ли о ном бнибудь) другом. (А. Грибоедов) 4. Письмецо было вежливое, но всё (таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5. Он (бы) тотчас ушёл, если (6) не Лиоа. (и Тургенев) 6. Я (таки) думаю (кое) что (М. Горький). 7. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (М. Лермонтов). 8. Завтра (же) едем (Н. Гоголь)
Задание 1.
На утренней(2) заре холодная роса приятно обжигала босые ноги. Галя на одном дыхании добежала до тёмно-синей реки и глубоко нырнула в неё. Девочка плыла рядом с галечным дном косалась его кончиками пальцев и слышала прирывистый стук своего сердца. В этом месте Галя знала(3) каждый донный камешек и это знание было радостным.
Иногда она выныривала набирала полную грудь воздуха и опять уходила на дно, пока течение не уносило её к живунам — подводным родникам.
Здесь, у свежей воды, любили держаться небольшие рыбёшки. Тут им было привольно. Живуны и рыбки задавали Галю щекотали её. (4) Она смеялась выныривала. И сквозь длиные волосы, как сквозь водоросли, что-то кричала восходящему солнцу
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
Задание 3
В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Задание 4
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, включит, понял, создала.
Задание 5
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Чаще других попадается обыкновенная бурозубка.
Задание 6
Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) поклади на стол
2) килограмм яблок
3) пара полотенцев
4) сильнейший
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Маленький Федя беззвучно двигал губами.
2) Чай пить не дрова рубить.
3) Прочтите эту книгу.
4) Тяжело было подниматься в гору.
Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Природа ждет когда мягкие хлопья снега укроют всю землю и нарядят в пушистую шубу голый прозябший лес.
2) Повернись ко мне избушка передом.
3) Мы боялись что от первой спички лес вспыхнет.
4) Солнце теплое ходит высóко и душистого ландыша ждет.
Три человека едут по железной дороге на дрезине, мужчина, женщина и мальчик — семья. Кончается бензин, дорогу надо починить, и путешественники вынуждены сделать привал.
Во время привала мальчик спрашивает у родителей, были ли на свете люди несколько месяцев, но он плохо их помнит. Сын спрашивает у отца, куда они делись, на что он искренне отвечает, что не знает. В одно прекрасное утро семья и мир был пуст. А накануне отец семейства пожелал, чтобы все исчезли. Мужчина решил устроить семье каникулы, самые длинные в истории, на которых они объедут весь мир. Женщина чувствует себя виноватой за исчезновение других людей, но муж успокаивает её, говоря что людей не жгли и не мучили — они исчезли.
Починив железнодорожные пути, мужчина принимается листать атлас и составлять маршрут. По щеке мужа скатывается слеза, женщина берёт его за руку, и желает, чтобы люди вернулись в этот мир. Это желание слышит мальчик. Он бежит к морю, плачет. Не переставая рыдать, он пишет что-то на бумаге, кладёт записку в бутылку и кидает её в море. Он написал своё желание и очень хочет, чтобы оно исполнилось. Родители о его желании не знают.
Путешественники продолжают свой путь по абсолютно безлюдному миру.