8. Прочитайте предложения. Задайте вопросы от существительных к причастиям, затем от причастий — к зависимым от них словам. Выпишите
сначала словосочетания, в которых причастия являются зависимыми
словами, затем — словосочетания, в которых причастия являются глав-
ными словами. Назовите причастные обороты.
1. Люблю встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие
огни печальных деревень. (М. Ю. Лермонтов) 2. Природа — это мать,
родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться
к ней нужно, как к своей матери. (По В. Г. Распутину) 3. Утром на
поле увидел несколько уцелевших от бури голубых колокольчиков.
(М. М. Пришвин) 4. Большое удовольствие доставляют мне замерз-
шие, но сохранившиеся листья на иве. 5. Когда волнуется желтею-
щая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка. (М. Ю. Лермонтов)
6. Все живо, все ярко в преобразившейся природе, все полно бодря-
щей свежести. (М.А. Шолохов) 7. Мотыльки над травой и в ветвях
тополей, заглядевшихся в воды.
И вот как-то на даче я взял скрипку и стал играть. Сначала я ничего не слышал, но потом я стал различать сквозь музыку какой-то шорох. Из дырки по очереди вылезли мышки, ровно пять. Они подошли ко мне поближе и остановились, потом окружили меня и стали слушать музыку. Они не уходили, пока я не сыграл все мелодии, которые знал. Потом мыши в ответ стали пищать, словно о чём-то хотели мне сказать. Так они пищали несколько минут, а потом скрылись в своей норке. Так у меня появилось сразу несколько слушателей. Видно, мышка, которая любила музыку, привела своих подружек.
Объяснение:
Основные признаки текста
1. Тематическое единство. Все предложения в тексте или его части (абзацы) раскрывают его тему и основную мысль.
2. Развёрнутость. Тема текста раскрывается через подтемы или микротемы. Целостный подбор подтем обеспечивает более полное раскрытие темы. В большом по объему тексте подтемы могут уточняться микротемами. Подтемы и микротемы обеспечивают глубину текста и определяют развития основной мысли текста.
3. Членимость — это признак, который обозначает, что текст делится на структурные смысловые отрезки:
предложения
абзацы
сложные синтаксические целые;
параграфы
главы.
Учтем, что одно предложение, даже очень распространенное и занимающее несколько строк в письменной речи, не является текстом.
4. Последовательность — это признак, который реализуется тогда, когда каждое последующее предложение содержит новую информацию для развертывания содержания текста. В каждом тексте прослеживается логическая последовательность развития мысли.
5. Связность — признак текста, который обеспечивает единство текста как смыслового целого. Набор разрозненных предложений не является текстом. Предложения в тексте последовательно связаны по смыслу и грамматически. Для связи предложений в тексте используются как лексические, так и грамматические средства (повторы, синонимы, местоимения, союзы, параллелизм синтаксических конструкций и пр.).
6. Цельность — это признак, который не допускает вставку языковых средств (лексических, грамматических или стилистических), противоречащих авторскому замыслу.
7. Законченность — это признак текста, который выражает завершенность текста. Небольшие тексты состоят в основном из трех частей: зачина (начала), средней части и концовки. Законченным, или завершенным, считается тот текст, в котором имеются три указанные части, а тема раскрыта полностью с точки зрения замысла автора.
8. Стилистическое единство текста предполагает использование лексических, грамматических средств в соответствии со стилем, к которому принадлежит текст (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный стиль).
Итак, тематическое единство, последовательность, связность, развернутость, завершенность и пр. признаки текста позволят определить, что рассматриваемый фрагмент письменной речи является текстом.