8. спиши, используя имена сущес
твенного числа. в скобках укаж
подчеркни предлоги.
іьзуя имена существительные в форме множ
числа. в скобках укажи их падеж. выдели окончани
10. пс
добав
ным
собирать под дубом, любоваться тополе
лесу, плыть по морю, выращива
скрыться за домом, утонуть в
тыть по морю, выращивать на поле, посадить в саду
и за домом, утонуть в снегу, направиться к роднику.
проверь по таблице правописание окончании имен сущес
твительных множественного числа. какие предлоги
определить дательный, творительный и предложный падежи?
роль в
предложении
падеж, вопросы
предлоги
окончания
1-е, 2-е, 3-е
скл.
-ам, -ям
-ами, -ями
д.п. (рад) кому? чему? к, по
т.п. (доволен) кем? чем? с, за, под
над, между
п.л. (думаю) о ком? о чем? o (об), в,
на, при
второстепен-
ный член
-ах, -ях
1. Укажите неверное утверждение.
Б. Простые предложения соединяются в сложные только при союзов или союзных слов. (Утверждение неверно, так как есть ещё и бессоюзные сложные предложения).
2. Найдите сложные предложения.
Б. [Допевали петухи], [ночь мешалась с днем]. (БСП)
Г. [Огород внизу начинает чернеть], а [в лесу бело]. (ССП)
3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены). Знаки я расставила.
А. [Пыль вихрем неслась по дороге], и [месяц совсем затуманился].
Д. [Дари щедрее людям счастье], и [сам ты будешь им богат].
Е. [Но жизнь не зря зовут борьбой], и [рано нам трубить отбой].
4. Найдите, в каких примерах части ССП связывает противительный союз.
Г. [Послали его с донесением], да [время очень тревожное].
Д. [Отец пожелал мне доброго пути], а [дочь проводила до телеги].
Е. [Парнишка упал], однако [он не был убит].
5. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены). Жирным шрифтом я выделила в предложениях общий второстепенный член.
Б. [Направо белела песчаная коса] и [темнела груда дальних гор].
В. [В зеркальных стеклах качались сосны] и [плыли серые облака].
Г. [Здесь краски не ярки] и [звуки не резки].
Д. [В полях реки текут голубые] и [цветы возле них разные].
6. Найдите ССП, в которых есть пунктуационные ошибки.
В. [Гремела атака], и [пули свистели], и [ровно строчил пулемет]. (Был пропущен знак после первой части)
Е. [В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек] и [раскатились выстрелы]. (Запятая перед союзом И лишняя, так как есть общий второстепенный член)
7. Укажите предложение, соответствующее схеме: [ ], и [ ]. Знаки поставила и между частями ССП, и между однородными сказуемыми в перво его части)
Б. [Мы усталые и голодные, но совершенно счастливые], и [мир прекрасен].
8. Укажите предложения с грамматическими ошибками
Г. Это произведение более худшее.
Д. Она ложит продукты в холодильник.
Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Шел с ней за арбой с имуществом по хутору — высыпали на улицу все, от мала до велика.
ССП:
Пленная турчанка сторонилась родных Прокофия, и старик Мелехов вскоре отделил сына. Прокофий кинулся в дом, но в сенцах его догнали.
СПП:
Ребятишки, пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечерами, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского, ажник, кургана. Решилось все после того, как самая отчаянная из баб, жалмерка Мавра, сбегала к Прокофию будто бы за свежей накваской.
С разными видами связи:
Прокофий обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины и к осени увел на новое хозяйство сгорбленную иноземку-жену. Казаки сдержанно посмеивались в бороды, голосисто перекликались бабы, орда немытых казачат улюлюкала Прокофию вслед, но он, распахнув чекмень, шел медленно, как по пахотной борозде, сжимал в черной ладони хрупкую кисть жениной руки, непокорно нес белесо-чубатую голову, — лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступил пот.