8( учителя) текст 2 прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. в этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)когда-то достоевский провозгласил, что мир красота. (2)век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто красоту? (з)наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний.
(4)красота мир, к сожалению, сама уязвима. (5)не только дерево — камень тоже. (5) бронза тоже. (6)в кинолетописи минувшей войны много страшных кадров. (7)в их ряду — документальная лента о гениальных ленинградских пригородах, разграбленных, , взорванных. (8)этот фильм я смотрел
давно, но освежать его в памяти не надо — первого впечатления вполне хватит на жизнь. (9) операторам военных лет мы и сегодня можем увидеть, как худые, замёрзшие, измотанные бессонницей ленинградцы снимают с постаментов на аничковом мосту и увозят в укрытия знаменитых клодтовых коней. (10) этим
безвестным поклонникам монументального искусства мы и сегодня можем увидеть этих коней на их привычных постаментах на аничковом мосту. (11)а вот атланты и кариатиды ни эвакуироваться, ни спрятаться не смогли — так и оставались при своих стенах, как некогда прикованный прометей оставался при своей
скале. (12)у титана, принёсшего людям огонь, ежедневно выклёвывал печень зевсов орел. (13)каменных мужчин и женщин всю войну ежедневно клевали пули, мины, осколки. (14)с экрана, с серенькой ленты смотрят на нас изуродованные измученные лица. (15)любопытно, видели когда-нибудь эти кадры подростки,
три ночи подряд разбивавшие скульптуры в московском дворике? (16)в том же дворике, где так недолго простояли благородные каменные изваяния, расположен детский сад. (17)целыми днями в любое время года ходят, бегают и возятся в свободном пространстве между домами совсем еще юные москвичи. (18)растут,
набираются ума-разума, понемногу осваивают окружающий мир. (19)давно известно: будущее ребёнка во многом зависит от того, что встаёт перед его глазами буквально с первых минут на земле. (20), о которых идёт речь, могли бы расти рядом со скромным, но все-таки парком скульптуры. (21)теперь же глаза
их будут вбирать совсем иную картину: мусорные баки, обломки строительного камня, небольшую, но достаточно уродливую свалку, устроенную неизвестно когда и неизвестно кем. (22)красота воспитывает. (23)отсутствие красоты — тоже, только по-иному. (л. жуховицкнй) текст л. жуховицкого посвящён
актуальным проблемам культурного наследия и воспитательной силе красоты. подчеркнуть актуальность проблемы автору (предложения 3, 4). чтобы усилить впечатление читателя об ущербе, нанесённом искусству войной, автор применяет 11 —13). выразительности речи предложения 10, 16). смысловые центры текста выделяются с особых синтаксических средств — в (предложения 2, 15) и (предложения 4, 5, 6; 17, 18 и 22, 23). список терминов: 1) сравнение 2) аналогия 3) риторический вопрос 4) вопросно-ответное единство 5) перифраз 6) парцелляция 7) эпитет 8)
градация 9) гипербола 10) ирония
Сурово Охотское море. Осенью - свирепые штормы. Зимой и весной - льды. Летом - туманы. В водах Охотского моря и на его берегах происходят природные явления, поражающие своей силой. Гирлянды Курильских островов, которые окаймляют море с юго-востока, состоят из ряда потухших и действующих вулканов. Некоторые вулканы находятся под водой, их вершины никогда не поднимаются над поверхностью моря. При извержении подводных вулканов возникают моретрясения, вызывающие огромные волны, которые обрушиваются на соседние берега. Эти волны, достигающие нескольких десятков метров высоты, носят наименование "цунами". Неоднократно такие волны обрушивались на берега Камчатки, Курильских островов и Японии.
Жили-были на свете часы. Небольшие такие часы с кукушкой и гирьками. Точнее, с цепочками для гирек, потому что гирьки давно уже оторвались и где-то затерялись. Жили часы над каминной полкой в доме дряхлого пенсионера. Не то что бы тужили, но и не веселились особо, потому как старичок увлекался рыбалкой и целыми сутками сидел с удочкой на берегу в ожидании клёва. А часы в это время всё висели над своей каминной полкой и скучали, скучали до самого вечера, до тех пор, пока не наступала ночь. Дедушка рыболов возвращался в своё древнее кресло перед камином и заваривал свою традиционную кружку чая. Только тогда часы чувствовали себя нужными.
Кукушка в такие моменты надувалась от важности, каждая шестерня часового механизма звенела, как подковы военных коней на городской площади во время парада, а сами часы напоминали собой не маленький домик, а целый дворец, в котором живёт самый настоящий король со всею своей свитою.
Пенсионер же имел обыкновение разговаривать с самим собой. Придет с рыбалки, возьмёт в руки кружку с чаем, усядется поудобнее в кресло и начинает рассказывать о своём бурном При этом он частенько поглядывал на часы, и нередко рассказы его начинались со слов: «Помнится, именно в этот час со мною такое случилось…» Именно поэтому часы чувствовали себя столь важными и значимыми в этом доме. Сама каминная полка порой испытывала чувство глубокого уважения, слыша над собой их мерное тиканье.
Но, какими бы потрёпанными ни были наши часы, они всё же были молодыми и ещё слишком неискушёнными жизнью. И, естественно, они даже представить себе не могли, что с ними – с настенными часами с кукушкой – может произойти такое. А произошло вот что.
Однажды дедушка рыболов с утра пораньше вместо того, чтоб отправиться на реку, ни с того ни с сего вдруг стал бродить по дому и что-то искать. Его лоб был нахмуренным, лицо озабоченным, глаза серьёзными. Неожиданно дедушка вдруг заулыбался и радостно потёр руки. Отчего-то по деревянному корпусу часов пробежали мурашки, ведь, когда пенсионер заулыбался, в его улыбке было что-то… Что-то зловещее, и смотрел он как раз на сверкающий циферблат своих часов.
Затем дедушка долго возился в кладовке, звенел, гремел чем-то, переставлял какие-то коробки. А потом, вот не поверите, принёс одну в каминный зал и – о, ужас! – снял часы со стены и упаковал их в эту тёмную и холодную коробку! Всё равно, что лучшего друга расстрелять! «Какое предательство!» - думали про себя часы, «Какая низость!» - соглашалась кукушка.