9 класс Задание: списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу, выделить союз или союзное слово, выделить главное и придаточное предложение, задать вопрос, нарисовать схему, определить вид придаточного, у обстоятельственных придаточных указать вид, расставить знаки препинания.
1.
1. Рэм вдруг испытал такой приступ голода что даже голова закружилась.
2. В старом тенистом парке что тянулся вдоль улицы умолкли птицы.
3. Из информации Жаворонкова становилось ясно что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача.
4. Фандорин заспешил чтобы успеть рассмотреть лицо неизвестного.
5. Я посмотрел туда откуда неслись вскрики.
6. С небосвода будто весь он проржавел за лето нескончаемо лили дожди.
7. Все в деревне были убеждены что Балашов человек одинокий.
8. Человек на чью песню я так спешил оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.
- Грамматическая основа: испытал;
- Союз: что;
- Главное предложение: Рэм вдруг испытал такой приступ голода;
- Придаточное предложение: что даже голова закружилась;
- Вопрос: Что испытал Рэм вдруг?
- Схема: Рэм (голода) испытал (голова закружилась).
2. В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы.
- Грамматическая основа: умолкли;
- Союз: что;
- Главное предложение: умолкли птицы;
- Придаточное предложение: что тянулся вдоль улицы;
- Вопрос: Где умолкли птицы?
- Схема: птицы (умолкли) в парке, который тянулся вдоль улицы.
3. Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача.
- Грамматическая основа: становилось;
- Союз: что;
- Главное предложение: становилось ясно;
- Придаточное предложение: что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача;
- Вопрос: Что становилось ясно?
- Схема: информация (Жаворонкова) становилось (ясно).
4. Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо неизвестного.
- Грамматическая основа: заспешил;
- Союз: чтобы;
- Главное предложение: Фандорин заспешил;
- Придаточное предложение: чтобы успеть рассмотреть лицо неизвестного;
- Вопрос: Зачем Фандорин заспешил?
- Схема: Фандорин (заспешил).
5. Я посмотрел туда, откуда неслись вскрики.
- Грамматическая основа: посмотрел;
- Союз: откуда;
- Главное предложение: Я посмотрел;
- Придаточное предложение: откуда неслись вскрики;
- Вопрос: Куда я посмотрел?
- Схема: я (посмотрел) туда.
6. С небосвода будто весь он проржавел, за лето нескончаемо лили дожди.
- Грамматическая основа: проржавел;
- Союз: за, чтобы;
- Главное предложение: С небосвода будто весь он проржавел;
- Придаточное предложение: за лето нескончаемо лили дожди;
- Вопрос: Что проржавело с небосвода?
- Схема: он (проржавел) с небосвода.
7. Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
- Грамматическая основа: были;
- Союз: что;
- Главное предложение: все в деревне были убеждены;
- Придаточное предложение: что Балашов человек одинокий;
- Вопрос: В кого все в деревне были убеждены?
- Схема: все (убеждены) в Балашова.
8. Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.
- Грамматическая основа: оказался;
- Союз: на;
- Главное предложение: Человек оказался кривоногим парнем лет шестнадцати;
- Придаточное предложение: на чью песню я так спешил;
- Вопрос: Кого я так спешил наслушать?
- Схема: я спешил (наслушать) на человека.
Расстановка знаков препинания:
1. Рэм вдруг испытал такой приступ голода, что даже голова закружилась.
2. В старом тенистом парке, что тянулся вдоль улицы, умолкли птицы.
3. Из информации Жаворонкова становилось ясно, что только балтийским летчикам сейчас по плечу такая задача.
4. Фандорин заспешил, чтобы успеть рассмотреть лицо неизвестного.
5. Я посмотрел туда, откуда неслись вскрики.
6. С небосвода будто весь он проржавел. За лето нескончаемо лили дожди.
7. Все в деревне были убеждены, что Балашов человек одинокий.
8. Человек, на чью песню я так спешил, оказался кривоногим парнем лет шестнадцати.