9.
( выполняется на доп.листе)
1.прочитайте фрагмент текста и переведите его на современный язык.
2. дайте лексико-грамматический комментарий подчеркнутым словам:
“укажите лексическое значение слова в данном контексте;
- укажите, какой частью речи является слово:
- укажите особенности формы, в которой стоит слово.
володимеръ посла по всему граду, глаголя: „aще не обращаться кто заутра на рѣцѣ.
богать ин, ли убогъ, или нищь, ли работникъ, противеньмнѣ да будеть". («повесть
временных лет», эпизод крещения),
Мцыри.
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И вспомнил я отцовский дом,
Ущелье наше и кругом
В тени рассыпанный аул;
Он поглощаем был волной;
Балетмейстер
Летопись, летописание (составление летописей), летописец,Летчик
Валет
Котлета
Колета
Колет
Летун
Залетка
летосчисление, пол-лета, пятилетка, однолетний, столетний и
другие сочетания числительных с этим прилагательным,
(не)совершеннолетний, многолетний, малолетний, тысячелетие.
От слова "лететь" (корень -ЛЕТ-) образованы слова: вертолет,
самолет, вертолетчик, самолетостроитель и другие подобные.
В словах балет, валет, колет, летун, котлета и др. -ЛЕТ- лишь часть
их корня, они не являются сложными словами.