Самолет летел прямо и выполнял сложные трюки. Корабль проплыл вниз по реке и вернулся обратно. В кастрюле сегодня сварили и борщ, и кашу. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в тёплые края. Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
Пока Петя искал барабан, я играл на гитаре. Мама купила пылесос, а я донести его до дома. Сегодня выпал снег, и мы с ребятами играли в снежки. На улице, словно в сказке, было белым-бело и пень, стоявший в белой шапке, напринимал старичка. Я люблю кататься на коньках, а мой друг любит съезжать с горки на санках.
Упражнение 170. Сгруппируйте сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, по их видам: а) с придаточными определительными; б) с придаточными изъяснительными; в) с придаточными обстоятельственными. Выделите грамматические основы, союзы, союзные и указательные слова. Устно объясните расстановку знаков препинания во всех предложениях. Составьте схемы первых шести предложений.
1)У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, ⊂так что⊃ заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.
[= - ], (так что - и - = ).
2. ⊂Каково⊃ лето, таково(ук.с.) и сено.
(Каково= -), [ = - ].
3. Этот(ук.с.) листок, ⊂что⊃ иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье.
[- ,(что- = и =), = ].
4. Вдруг мне показалось, < как будто> в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна.
[ = ], ( как будто = -).
5. Стихи Пушкина - лучшее свидетельство того(ук.с.), ⊂с какой⊃ нежностью относился он к няне.
[ - _ = ], (с какой = -).
6. В том(ук.с.) краю, ⊂где⊃ жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень.
[ ,(где - и - ), = - ].
7. Казалось, < что> собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.
8. Никогда не отказывайся от малого в работе, < ибо> из малого строится великое.
9. Дверь была закрыта, но отворилась легко, < едва> он нажал.
10. Самая большая ценность народа - язык, ⊂на котором⊃ он думает, говорит, пишет.
11. Лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, < пока> не засну.
12. Левитан стремился писать так(ук.с.), < чтобы> на картинах его был ощутим воздух.
13. Безответственность рождается отсутствием сознания того(ук.с.), < что> ничто не проходит бесследно.
< > - союзы
⊂ ⊃ - союзные слова
(ук.с.) - указательные слова
СПП а) с придаточными определительными: 2 3 6 10
б) с придаточными изъяснительными: 4 5 7 13
в) с придаточными обстоятельственными: 1 8 9 11 12.
Корабль проплыл вниз по реке и вернулся обратно.
В кастрюле сегодня сварили и борщ, и кашу.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в тёплые края.
Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.
Пока Петя искал барабан, я играл на гитаре.
Мама купила пылесос, а я донести его до дома.
Сегодня выпал снег, и мы с ребятами играли в снежки.
На улице, словно в сказке, было белым-бело и пень, стоявший в белой шапке, напринимал старичка.
Я люблю кататься на коньках, а мой друг любит съезжать с горки на санках.
Упражнение 170. Сгруппируйте сложноподчинённые предложения, расставляя пропущенные знаки препинания, по их видам: а) с придаточными определительными; б) с придаточными изъяснительными; в) с придаточными обстоятельственными. Выделите грамматические основы, союзы, союзные и указательные слова. Устно объясните расстановку знаков препинания во всех предложениях. Составьте схемы первых шести предложений.
1)У заборов росли липы, бросавшие теперь при луне широкую тень, ⊂так что⊃ заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.
[= - ], (так что - и - = ).
2. ⊂Каково⊃ лето, таково(ук.с.) и сено.
(Каково= -), [ = - ].
3. Этот(ук.с.) листок, ⊂что⊃ иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье.
[- ,(что- = и =), = ].
4. Вдруг мне показалось, < как будто> в комнатах слабо и жалобно зазвенела струна.
[ = ], ( как будто = -).
5. Стихи Пушкина - лучшее свидетельство того(ук.с.), ⊂с какой⊃ нежностью относился он к няне.
[ - _ = ], (с какой = -).
6. В том(ук.с.) краю, ⊂где⊃ жёлтая крапива и сухой плетень, приютились к вербам сиротливо избы деревень.
[ ,(где - и - ), = - ].
7. Казалось, < что> собор выстроен не из камня, а из разнообразно и бледно окрашенных воздушных масс.
8. Никогда не отказывайся от малого в работе, < ибо> из малого строится великое.
9. Дверь была закрыта, но отворилась легко, < едва> он нажал.
10. Самая большая ценность народа - язык, ⊂на котором⊃ он думает, говорит, пишет.
11. Лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, < пока> не засну.
12. Левитан стремился писать так(ук.с.), < чтобы> на картинах его был ощутим воздух.
13. Безответственность рождается отсутствием сознания того(ук.с.), < что> ничто не проходит бесследно.
< > - союзы
⊂ ⊃ - союзные слова
(ук.с.) - указательные слова
СПП а) с придаточными определительными: 2 3 6 10
б) с придаточными изъяснительными: 4 5 7 13
в) с придаточными обстоятельственными: 1 8 9 11 12.