А) Прочитайте текст. ответьте на вопросы по его содержанию: 1) Какой заголовок, будет отражать содержание всего текста? [1]
2) Что объединяет Узбекистан и Лихтенштейн? [1]
3) Почему в Узбекистане перестраивают дороги? [1]
4) О каких традициях узбекского народа вы узнали из текста? [1]
5) Какую проблему поднимает автор в тексте? [1]
6) Какова цель текста? [1]
Текст
Узбекистан – самая что ни на есть сухопутная страна, одна из двух стран мира, которая ни сама доступа к морю не имеет, и ни один из ее соседей не имеет. Чтобы отсюда попасть к морю, нужно пересечь минимум две границы, одной не обойдешься.
Вторая такая страна – Лихтенштейн. Но Лихтенштейн – просто пара деревень, да и в Европе в наше время от границ одни названия остались.
А вот в Узбекистане границы очень даже настоящие и вполне себе на замке. Ну-ка, кто бы раньше мог подумать, например, что между Узбекистаном и Таджикистаном будет визовый режим? А это так. По крайней мере, было год назад, когда я там проезжал.
Так что, выходит, что именно Узбекистан – самое сухопутное государство в мире! А Арал и Каспий не считаются – они озера, из них в море никак не попасть. Ташморе, тем более, не считается.
Кстати, об Арале. Достаточно зайти в книжный магазин и посмотреть карты Узбекистана разных годов издания, чтобы в их сравнении увидеть, как он усыхает. Хотя сложно сказать, влияет ли это на климат.
А зато про климат вот чего расскажу. Есть такое понятие - "чилля". Происходит от персидского слова "сорок". Вообще, сорок дней – период, весьма часто встречающийся в исламе, также как и в христианстве. А еще есть две климатические чилли в течение года, два раза по сорок дней, когда погода наиболее экстремальная. Летняя чилля идет с 25 июня до 5 августа, а зимняя с 25 декабря по 5 февраля. Летнюю я не застал, был в сентябре уже, хоть было еще и жарковато, но уже не чилля, а вот зимнюю очень даже испытал. В Ташкенте было до минус 20.
Границы между Узбекистаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в советское время были нарисованы весьма причудливо. За это теперь приходится расплачиваться. Например, перестраивать дорогу, что автомобильную, что железную, которая несколько раз заходит на территорию соседа и обратно. Тут такое было сплошь и рядом. Вот была б моя воля, я б все границы и таможни во всем мире просто отменил. А таможенников бы отправил на уборку хлопка.
Во всяком городе вокзал обычно расположен в центре, а аэропорт на окраине. А в Бухаре все наоборот, вокзал далеко на окраине, а аэропорт намного ближе к центру. Местные рассказывают, что причина в том, что железную дорогу строили при царе, а в Бухаре в то время был эмир, который не захотел подпускать русских слишком близко к городу. Учтите это, когда туда поедете. Я имею в виду не нелюбовь к русским, которой там и близко нет, а удаленность вокзала.
А вот еще про Бухару. В Узбекистане есть такое понятие, как "косточки". Это жареные косточки абрикоса, ядрышки которых едят, словно орехи. И наиболее хорошими считаются именно бухарские, они даже внешним видом отличаются от других. На базаре так и спрашивайте: "Косточки есть? Бухарские? Сколько стоят? Сколько, сколько? Э, брат, ты где такую цену видел?" Ну и так далее, ибо торговаться в Узбекистане можно и нужно.
А помимо косточек, самые лучшие помидоры, лимоны и дыни до сего дня из всех стран, что посетил, я пробовал в Ташкенте. А самый лучший плов - в Самарканде.
А еще в Узбекистане, как, впрочем, и везде в Средней Азии, прежде чем пить чай, трижды наливают немного чая из чайника в пиалу и тут же обратно в чайник, чтобы лучше заварился. Процедура эта называется "чой кайтариш " или просто "кайтар-кайтар". А когда пьют, никогда не наливают полную пиалу, а треть, максимум половину. Делайте так, и вас примут за своего.
А еще Узбекистан – единственная страна, граничащая со всеми остальными среднеазиатскими республиками – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Туркменистаном. Плюс с Афганистаном. В этом смысле Узбекистан – самый средний в Средней Азии. Он – ее сердце.
(из статьи блогера)
B) Составьте сложный план текста. Определите его основную мысль. В какой части текста она отражена? Почему?
1. Я не выбрала этой книги.
Я не поняла, кому ты звонИшь.
Что вы стоите, как сирОты.
Я не нуждаюсь в вашем ходАтайстве.
Армия находится на полном обЕспечении государства.
Поставьте ударение в словах: ходАтайствовать, договОр, звонИт, каталОг, красИвее, инструмЕнт, досУг, избалОван, свЁкла, квартАл, тОрты, пОнял, мЕльком, щавЕль, твОрОг (вариативное), тефтЕли, диспансЕр, сирОты.
2. Вычеркните ненормативные сочетания:
Двое учеников, двое детей, двое котят, двое слонов, двое рабочих, двое женщины (не верно), двое ножниц, двое столов (не верно), двое нас.
3. Подберите к словам грусть, темнота синоним и антоним, и
составьте с ними предложение
Грусть. Синоним -- тоска, антоним -- радость.
Темнота. Синоним -- мрак, антоним -- свет.
Предложения. От тоски одно молочный коктейль. Радость -- вот то, к чему следует стремиться. Мрак в фильме заставляет людей волноваться. Свет известен человеку достаточно давно.
7. К каким частям речи относятся следующие слова?
Пятеро (кол. числ.), пять (кол. числ.), пятый (порядковое числ.), пятая (порядковое числ.), пятиэтапный (прил.), впятером (нар.).
Подробнее - на -
ответ: (1)"С точки зрения банальной эрудиции" - даже если не отличаться особой начитанностью или не обладать элементарными по)знаниями в данной области;
(2) то "не каждый индивидуум" - то не каждый человек игнорировать не заметить, не обратить внимание;
(4) "тенденции" - склонность к ч-либо, направление, в котором совершается развитие;
(5)"парадоксальных" необычных, не соответствующих общепринятым (а иногда и противоречащим здравому смыслу);
(6) "эмоций" - чувств, переживаний.
Даже если не отличаться особыми знаниями, то любой заметить (здесь) склонность к ненормальным переживаниям.