А со временем получилось так, что как-то незаметно сдружились Казангап и Едигей с Абуталипом. Умный он был человек. Едигея привлекало в нем то, что Абуталип в своем плачевном положении не был жалок. Держался достойно и понапрасну не сетовал на судьбу. Он не мог не считаться с тем, что есть на свете. Понял, очевидно, человек, что это судьба, выпавшая ему на долю. Жена его Зарипа, должно быть, тоже прониклась этим сознанием. Примирившись внутренне с неизбежностью расплаты, они находили смысл жизни в какой-то необычной чуткости, близости друг другу. Как понял потом Едигей, этим они жили, этим они защищались, взаимно заслоняя друг друга и детей от свирепых ветров времени. Особенно Абуталип. Он и дня не мог прожить вне своей семьи. Дети, сыновья,- для него это было все. Каждую свободную минуту Абуталип занимался с ними. Он учил их грамоте, сочинял разные сказки, загадки, устраивал какие-то придуманные им игры. Когда они с женой уходили на работу, детишек поначалу оставляли одних в бараке. Но Укубала не смогла на это спокойно смотреть, стала уводить мальчиков к себе. В доме у них было теплее, и быт у них к тому времени сложился гораздо удобней, чем у новоприезжих. Это-то и сблизило их семьи. Ведь у Едигея в те годы тоже подрастали дети, две девчушки, как раз одногодки с абуталиповскими ребятами.
Зайдя как-то за своими малышами после работы на перегоне, Абуталип предложил:
- Вот что, Едигей, давай я заодно и твоих девочек буду учить. Я ведь не от нечего делать вожусь с ребятами с этих пор. Они сдружились, вместе играют. Днем у вас, а по вечерам пусть у нас. А почему я говорю так? Жизнь здесь, на отшибе, конечно, скудная, так тем более надо заниматься с ними. Времена наступают такие, что знания потребуются сызмальства. Теперешний вот такой человечек с ноготок должен знать столько, сколько прежде здоровенный парень. А иначе к образованию и не пробьешься.
И опять же смысл тех стараний Абуталипа Буранный Едигей постиг позднее, когда случилась беда. Тогда он понял, что в положении Абуталипа это было единственное, что он мог предпринять собственными усилиями для своих детей в боранлинских условиях. Он как знал, он спешил дать им от себя как можно больше, он как бы хотел таким образом запечатлеться в их памяти, жить заново в своих детях. Вечерами, когда Абуталип приходил с работы, он и Зарипа устраивали нечто вроде школы-детсада для своих и Едигеевых детей. Дети учились буквам, слогам, играли, рисовали, соревнуясь, у кого лучше получится, слушали книги, которые читали им родители и даже все вместе разучивали разные песенки. Это оказалось настолько интересным занятием, что и сам Едигей стал захаживать и наблюдать, как все это у них здорово выходило. И Укубала забегала частенько вроде как по делу, а в действительности, чтобы взглянуть на своих девочек. Умилялся Буранный Едигей. Душа его умилялась. Вот что значит образованные люди, учителя! Любо смотреть, как они умеют обращаться с детьми, как они сами умеют быть детьми, оставаясь взрослыми. В такие вечера Едигей старался не мешать, тихо сидел в сторонке. А когда приходил, то с порога снимал шапку:
- Добрый вечер! Вот и пятый ученик ваш заявился в детсад.
И дети привыкли к его посещениям. Дочурки его были счастливы. При отце они очень старались. Едигей с Укубалой поочередно топили им печь, чтобы по вечерам в бараке было теплей и уютней для детворы.
Вот такая семья приютилась в том году на Боранлы-Буранном.
13
6. Основная мысль текста:
А) Показать дружбу двух семей
В) Рассказать о силе духа Абуталипа
С) Раскрыть ценности семьи Абуталипа D) Показать красоту души Едигеяһ
Сначала необходимо уточнить задание
Прочитайте. Дополните предложения подходящими по смыслу словосочетаниями.
В лесу наступила . По деревьям постукивает . С веток осыпается . Над лесом синеет . На нём рассыпаны . Похрустывает . Сквозь кусты пробирается . Через поляну мчится . Утром взойдёт и заиграет над лесом . На скатерти снегов охотники увидят звериных следов.
И. Соколов-Микитов
С л о в о с о ч е т а н и я : весел... зимн... солнце, тёмн... зимн... ночь, высок... небо, мягк... снег, хитр... рыж... лисица, трескуч... мороз, ярк... зимн... звёзды, лёгк... серебрист... иней, красив... узоры, робк... длинноух... зайчишка.
• Запишите составленные предложения, вставляя пропущенные окончания.
• Определите тему записанного текста. Придумайте к нему заголовок.
• Найдите в последнем предложении слова, которые имеют такой состав: корень,суффикс,окончание. Выделите в них все значимые части. Над словами укажите, какой частью речи является каждое слово.
• Разберите одно из имён прилагательных или имён существительных как часть речиответ:
Ночь в зимнем лесу
В лесу наступила темная зимняя ночь.По деревьям постукивает трескучий мороз.С веток осыпается легкий серебристый иней.Над лесом синеет высокое небо.На нем рассыпаны яркие зимние звезды.Похрустывает мягкий снег.Сквозь кусты пробирается рыжая лисица.Через поляну мчится робкий длинноухий зайчишка.Утром взойдет и заиграет над лесом веселое зимнее солнце.На скатерти снегов охотники увидят красивые узоры звериных следов.
Слова с указанным составом(корень-суффикс-окончание)
охот-ник-и(существительное,основа охотник-), крас-ив-ые(прилагательное,основа красив-), звер-ин-ых(прилагательное,основа зверин-)
Морфологический разбор
1.Легкий.Какой?-прилагательное.Н.ф.-легкий
Пост.признаки:качественное
Непост.:полная форма,ед.ч.,м.р.,и.п.
Синт.роль:определение
2.Узоры.Что?-сущ.Н.ф.-узор
Пост.признаки:нарицат.,неодуш.,м.р.,2 скл.
Непост.:мн.ч.,в.п.
Синт.роль: дополнение
Загорать и угарный (гор/гар), зорянка и озарение (зор/зар), прикосновение и неприкасаемый (кос/как), положение и слагаемое (лаг/лож), клонирование и раскланялся (клон/клан), непромокаемый и макание (мок/мак), плавка и пловец (плов/плав), сравнение и выровненный (равн/равн), подрастать, сращение, ростовщик (рос/раст/ращ), выскочка и скакалка (скоч/скак), утварь и творчество (твор/твар), собирание (бер/бир), выдирание (дер/дир), измерение (мир/мер), растирание (тир/тер), застелет (стил/стел), проблеск (блест/блист).