А1. Какие из приведённых ниже характеристик не относятся к глаголу?
а) изменяются по лицам, числам и падежам;
б) бывают совершенного и несовершенного вида;
в) в времени изменяются по числам и родам;
г) изменяются по временам.
А2. Укажите неверное утверждение:
а) Глагол – часть речи, которая обозначает действие.
б) Глаголы изменяются по временам.
в) В настоящем времени глаголы изменяются по числам и родам.
г) Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
А3. Укажи ряд, в котором все глаголы совершенного вида.
а) читать разыграть;
б) смеяться, высмеять, поймать;
в) разыграть, прочитать, передать;
г) схватить, разыскивать, дышать.
А4. Какой глагол относится ко второму спряжению:
а) гулять;
б) спать;
в) брить;
г) жить.
А5. Какая из форм НЕ является формой будущего времени?
а) почитаю;
б) поживём;
в) хочу спать;
г) буду читать.
А6. Укажи ряд разноспрягаемых глаголов.
а) есть, носить;
б) думать, ехать;
в) хотеть, бежать;
г) дать, говорить.
А7. Укажите предложение с переходным глаголом.
а) Люблю родную сторону во всём её наряде скромном.
б) Мужество рождается в борьбе.
в) На окне стояли цветы.
г) Он обезумел от страха.
А8. Укажите возвратный глагол:
а б в) промчался;
г) пробежал.
А9. В этом предложении глагол обозначает действие, которое проис¬ходило, происходит или будет происходить на самом деле:
а) Вся в блестках струится река.
б) На заре ты ее не буди. (А.Фет)
в) Был бы здоров — сразу бы добежал.
г) Напишите родителям письмо.
А10. Какая из форм глаголов является формой изъявительного наклонения?
а) бегите;
б) пишете;
в) ляг;
г) кладите.
А11. Найди предложение с безличным глаголом:
а) Потемнело в чистом поле.
б) Пуганая ворона куста боится.
в) Не пылит дорога, не дрожат кусты.
г) Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
А12. Укажите наклонение глагола выслать в следующих предложениях:
1. Вышлите нужные мне книги 2. Если вышлете в ближайшие дни, я получу их своевременно.
а) В 1-м предложении глагол стоит в изъяв. накл., во 2-м – в повел. накл.
б) В 1-м – в повел. накл., во 2-м – в изъяв. накл.
в) В обоих предложениях – в повел. накл.
г) В обоих предложениях – в изъяв. накл.
А13. Выберите столбик, в котором указаны правильные ответы (Е или И в окончаниях глаголов 3лица) ед. ч.:
а) б) в) г)
рассвета..т е е и е
осмотр..т и и е е
пряч..тся е е и е
завис..т е и е и
бор..тся е е и е
А14. В каком глаголе ь не пишется?
а) поджар..те;
б) спряч..ся;
в) приляг..те;
г) среж..те.
А15 . Вместо какой цифры в словах стихотворения нужно написать мягкий знак?
Карандаш в пенале мает(1)ся,
Но зато он не ломает(2)ся.
Он там должен находит(3)ся.
Он на уроке пригодит(4)ся!
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
А16. Вместо каких цифр в слове нужно писать мягкий знак?
Тропинка, тропинка, что прячеш(1)ся ты?
Зачем ты уходиш(2) тайком под кусты?
То вдруг пропадёш(3), то ныряеш(4) в овраг.
Скажи мне, тропинка, ты друг или враг?
(Е. Трутнева)
а) 1;
б) 1,2;
в) 1,2,3;
г) 1,2,3,4.
А17. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
а) Когда напиш..те сочинение, проверьте его.
б) Высуш..те промокшие ботинки.
в) Вы мне те?
г) Вы буд..те выходить на следующей остановке?
А18. Разберите слово наслушаемся по составу.
2) Какова эмоциональная окраска предложения? (Восклицательное или невосклицательное).
3) Сколько грамматических основ есть у данного предложения? (Простое – одна основа, сложное – две и более).
Далее, если предложение простое:
4) Односоставное предложение или двусоставное? (Если имеется и подлежащее, и сказуемое – то двусоставное, если только один главные член – то односоставное).
5) Распространенное предложение или нераспространенное? (Есть ли второстепенные члены предложения?).
6) Осложненное предложение или неосложненное?(Имеются ли однородные члены, вводное слово, причастный/деепричастный оборот, обращение?)
7) Какими частями речи выражены все члены предложения? Подчеркните все члены предложения.
8) Составьте схему предложения, обозначив грамматическую основу и осложнение, если таковое присутствует.
Если предложение сложное, то следуем следующей схеме.
4) Какая связь имеется в сложном предложении: союзная или бессоюзная?
5) Какой именно связи используется в предложении: подчинительная, сочинительная или интонация?
6) На основе ответа на предыдущий пункт, обозначить, к какому типу сложного предложения относится данное:сложносочиненное, сложноподчиненное или бессоюзное?
7) Следуя инструкции разбора простого предложение, разобрать каждую из частей сложного предложения.
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ. Окончание нулевое, основа слова - растительность, три суффикса: -и-, -тельн-, -ость-, корень -раст-.
Однокоренные слова - растение, растить, выращенный (чередуются звуки ст//щ) .
СОКРАЩЕНИЕ. Окончание -Е, основа слова: сокращениj- (буква Е после гласной обозначает два звука Й и Э. Звук Й относится к суффиксу, Э - к окончанию; значок звука "й" (j) обычно надписывается сверху в конце суффикса) ; приставка СО-, суффикс -ениj-, корень -кращ-.
Родственные (однокоренные) слова - краткий, краткость.