А1. Укажите неверное утверждение
1) местоимение указывает на предметы, признаки и количество, но не называет их
2) местоимения в предложении могут быть любым членом, кроме определения
3) некоторые местоимения изменяются по родам и числам
4) по значению и грамматическим особенностям местоимения делятся на разряды
А2. Укажите ряд, все слова в котором являются местоимениями
1) мы, себя, под
2) каждый, сколько, из
3) к, по, по-моему
4) себя, их, никто
A3. Укажите местоимение, которое изменяется по родам
1) весь
2) некто
3) ты
4) сколько
А4. Укажите ряд, в котором все местоимения неопределённые
1) чей-нибудь, никто, самый, ваш
2) себя, таков, какой-либо, кое-чей
3) сколько-то, несколько, чей-то, какой-нибудь
4) ничей, нечто, что-нибудь, всякий
А5. Укажите ряд, в котором все местоимения определительные
1) сам, твой, мы, себя
2) весь, всякий, иной, каждый
3) что-нибудь, нечего, сколько, чей
4) такой, самый, весь, иной
А6. Укажите ошибку в произношении местоимения
1) сколькИх
2) скОльких
3) скОлькими
4) о скОльких
А7. Укажите ошибку в употреблении местоимения
1) У его отца была старинная книга.
2) У его была старинная книга.
3) От них ничего не дождёшься.
4) У них много книг.
А8. Укажите слово с ошибкой
1) кое-кого
2) какой либо
3) никакой
4) никого
Часть В
Внимательно прочитайте текст, выполните задания В и С.
(1)В это время утка вынырнула недалеко от Джека. (2)Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь! (З)Джек за ней.
(4)Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу. (5)Мы бросились к нему, чтобы взять у него добычу. (6)Но Джек сердито покосился на нас и подал утку папе прямо в руки.
(7)Дробь слегка зацепила утку за крыло, и поэтому она не могла улететь. (8)Мы принесли птицу домой и в уголке сарая поставили ей таз с водой. (9)Скоро утка поправилась и стала совсем ручной.
(По Г. Скребицкому)
В1. Из предложений 7-9 выпишите все местоимения.
В2. Из предложений 1-4 выпишите указательное местоимение.
Совесть, Благородство и Достоинство --
вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь, как человек.
Сразу вспомнились эти строки ,когда прочитала высказывание лингвиста В.Г. Костомарова:
"Как музыка ,звучат сейчас полузабытые слова - милосердие, благодеяние, покаяние,достоинство, совесть".Действительно ,как музыка ,хотя слова "полузабытые".Это слова ,которые употребляются в высокой лексике .В повседневной жизни ты не скажешь благодеяние .Скорее - доброе дело .И сразу исчезает очарование музыкально - напевного - благо+деяния .Красиво и содержательно .А главное - понятно .
Ушли слова .Почему? Язык меняется ,обогащается новыми понятиями ,а устаревшие - уходят .Так объясняют учёные это явление .
Но самое прискорбное ,что слова милосердие, благодеяние ,покаяние ,совесть ,достоинство стали столь редкими ,потому что ушли и эти высоконравственные качества характера и поступки .Слово СОВЕСТЬ мы употребляем чаще в таком контексте :"Совесть - то поимей!"А ведь совесть - наш внутренний судья .Если у человека есть совесть ,он будет милосердным ,благодетельным ,будет уметь признавать и исправлять свои ошибки ,то есть - сумеет покаяться .
Эти качества все больше уходят из нашей жизни .Может ,поэтому слова ,их обозначающие ,всё реже употребляются моими современниками? И люди ,носители этих свойств личности ,тоже стали большой редкостью .Блаженствуют те,у кого ни чести ,ни совести ,ни достоинства.Кто не ни к покаянию ,ни к милосердию .увы ...
Последний настоящий рыцарь совести и достоинства - Б.Окуджава считал ,что ,имея эти качества ,ты "умрёшь как человек!" Это дорогого стОит.
2.Школьник,получивший знак "Алтын белгi" имеет право поступить в вуз без экзаменов. - Знак "Алтын белгi",полученный школьником,является высшей наградой за отличную учебу.
3.Научная лаборатория, руководимая известным учёным, проделала большую исследовательскую работу. - Ученый,руководящий этой лабораторией, выступил с докладом на конгрессе.
4.Ученики,награжденные аттестатами особого образца, поднялись на школьную сцену. - Директор школы,наградивший отличников, сердечно поздравил их.