А1. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
А) крутой кипяток Б) крутой подъем
В ) тяжёлая поклажа Г) шёлковая ткань
А2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та же буква?
А) задания прил..гаются, обм...кнуть оладьи в сметану, з..рница
Б) р...стовщик, пром..кательная бумага, р...венство
В) распол...жение, к...саться, выхг...реть
Г) р...внина, ур...внение, сотв...рить
А.3. Укажите антонимы.
А) заблудиться, заблуждаться;
Б) упасть духом, воспрянуть духом;
В) страшиться, бояться;
Г) мера длины, принять меры
А4. Отметьте пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) более пятисот человек
Б) более мягкий
В) вернуться за пальтом
Г) тонна яблок
А5. Какое слово состоит из корня, одного суффикса и окончания?
А) листья Б) издавна В) ходил Г) образность
А.6. В каком слове пишется И?
А) без_ сходный; Б) сверх_дея;
В) пред дущий; Г) т__градить.
А7.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
А) о решени..., в племен..., к матер... Б) о злоде..., в повест..., на площад...
В) на ладон..., к Мари..., в сара... Г) в Япони..., в лице..., в ущели...
А.8. В какой строке все слова пишутся с И?
А) пр__мчаться, пр двинуть, прморский;
Б) пр_ обрести, пр _ забавный, пр__спустить;0
В) пр__годиться, пр одеть, пр _ восходный;
Г) пр_ мерять, пр _ гвоздить, пр _ вышать.
А.9. Отметьте неправильное согласование по роду.
А) Сережа - такой непоседа.
Б) Нил - красивая река.
В) КВН закончилось.
бГ) Желтое такси.
А10. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О?
А)деш...вый, пойти за багаж...м Б) горяч..., ш...мпол
В) веч...рка, кош...лка Г) беч...вка, проч...л
А.11. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь?
Б) Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать.
В) Дверь отворилась и вошел Григорий Иванович.
Г) Мать услышала этот разговор: «Нет, ребята, не ходите, вы еще маленькие».
А.12. в какой строке все слова пишутся с –НН-?
А) време ый, стари_ ый, соколи_ ый;
Б) письме_ ый, операцио_ ый, це ый;
В) стекля ый, травя_ ой, полы ый;
Г) румя ый, листве _ ый, карма_ ый.
В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
А) стреля…те, зажига…т, стел…шь; Б) прыга…шь, дыш…те, сверка...м;
В) верт…м, вер…м, дума…м Г) сдвин…т, порт…т, служ…т
А.14. Укажите ошибку в употреблении числительных.
А) о сорока тысячах;
Б) выгрузить около полторы тонны;
В) трое молодых людей;
Г) с тремястами семьюдесятью пятью страницами.
А.15. Какое слово пишется раздельно?
А) какой(либо);
Б) (кое)с(кем);
В) какой(нибудь);
Г) какой(то).
А.16. В каком примере НЕ пишется слитно?
А) ничуть (не)трудный диктант;
Б) сегодня мне (не)спится;
В) я увидел (не)что неожиданное;
Г) (не)скромность, а грубость.
А.17. Укажите ошибку в характеристике текста:
(1)Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и
количество, но не называет их. (2)Местоимения, как правило, изменяются по
падежам. (3)Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и
числам. (4)В предложении местоимения обычно бывают подлежащими,
дополнениями и определениями.
А) стиль речи научный;
Б) тип речи – повествование;
В) средство связи предложений - повтор слова;
Г) в тексте есть определение научного понятия (1-е предложение).
В.1. Из третьего предложения выписать слово, в котором все согласные звуки
звонкие.
В.2. Из 4 предложения выписать наречие.
В.3. Укажите образования слова определение.
Любой ученик должен знать историю своего учебного заведения. Храм знаний, в котором учусь я, отличается от других школ своей особенной историей. Наша школа - первая средняя школа Тувы, которая открылась 1 сентября 1916 года в Белоцарске. В ней был всего один класс с 47 учениками и один, самый первый учитель, Александр Михайлович Богатков. У школы не было специального здания, дети учились в бараке, принадлежавшем переселенческому управлению. В классах были парты, струганные топором, дымила железная печка, фитильки масляных ламп, продетые через ломтик сырого картофеля, освещали тетрадные листы.
Весной 1932 года была сделана закладка первого двухэтажного здания в Кызыле - и это было здание первой школы. Ребятишки в повозках на лошадях перевозили камни с Енисея. Не только строители, но и учителя, и дети - все принимали участие в закладке фундамента. А через три года, осенью 1935, ученики вошли в классы нового школьного здания. Сейчас здесь размещаются начальные классы.
В сороковые годы над всем Советским Союзом нависла страшная туча войны, и жители Тувинской Народной Республики не остались в стороне. В адрес правительства поступало большое количество заявлений с отправить их добровольцами на фронт, чтобы громить немецко-фашистских оккупантов. На фронт из нашей школы шли не только учителя, но и старшеклассники. Многие из них были награждены орденами и медалями.
В 1988 г. для первой школы было построено новое трехэтажное здание из красного кирпича по улице Кочетова, 59/3. Это подарок от московских строителей школьникам. В первый год в ней обучалось 928 человек, тогда впервые в школе были открыты национальные классы. Обучение было в одну смену. Со второй - работали клубы, кружки по интересам, спортивные секции, факультативы. Сегодня в школе обучаются 2252 ученика в 82 классах.
Мой детский сад находился рядом со школой, и где буду учиться - я знала давно. Мне всегда было интересно, что происходит за школьными стенами.
Пришло время, и я тоже стала ученицей. Татьяна Васильевна показала нам наш класс, спортивный зал, школьный музей, библиотеку и столовую. И вот я села за парту. Учительница познакомила нас с учебными предметами: математикой, русским языком и чтением. Она научила нас складывать из слогов слова, читать, красиво писать буквы и слова, решать задачи и считать. Всё это конечно не просто, но интересно. А ещё в школе проходят разные праздники, спортивные мероприятия. Всем классом мы участвуем в субботниках, чтобы наша школа всегда была чистой и красивой. Я знаю, что в этом году школе исполняется 100 лет. Было время, когда в классах обучалось по 70 человек. Школа работала и в годы войны. Так велико было стремление людей к грамотности. Сейчас всё изменилось: школа работает в одну смену, в классах по 25 человек, в кабинетах стало красивее и уютнее, но мы – дети – остались прежними и стремимся многое узнать, многому научиться. Наша школа носит имя адмирала Головко. И мы очень гордимся тем, что учимся именно в этой школе.
Для меня школа – это первая ступенька во взрослую жизнь. Здесь мы получаем знания, учимся общению, пониманию поступков других людей. В школе наши первые победы и разочарования. Я думаю, что когда вырасту, буду с благодарностью вспоминать школьные годы.