А1. в каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
из_сканный, сверх_звестный 3) пр_слушаться, пр_ятельский
подр_стает, к_снуться 4) зам_рла, обж_гать
а2. в каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
о завтрашн_м дне, дедушкиной медал_ 3) за оконц_м, маленькая собач_нка
сошел на станци_, поход в заураль_ 4) совет племен_, бумажный самолёт_к
а3. в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется ь?
поеш_те, одеват_ся 3) из луж_, медвеж_е
с_ёмка, пят_надцать 4) сем_десят, прыгуч_
а4. в каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква е?
из н(1)скольких вариантов надо было выбрать н(2)правильный ответ, но н(3)кто н(4) смог найти решение.
2, 3, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4
а5. от какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом –щик-?
смазывать 3) летать
буфет 4) танцевать
а6. в каком слове пишется одна буква н?
сви_ой 2) обыкнове_ый 3) пусты_ый 4) деревя_ый
а7. в каком прилагательном пишется суффикс –ск-?
рыбац_ий 2) одес_ий 3) вяз_ий 4) низ_ий
а8. какое слово пишется слитно?
(чёрно)белый 2) (кое)что 3) (равно)сторонний 4)_ (научно)фантастический
а9. в каком ряду в обоих словах пропущена буква и?
выправ_ли, зала_т 2) торжеству_т, посматр_вать 3) догон_м, выгораж_вать
4)ноч_вать, выскак_вать
а10. укажите пример с нарушением речевой нормы.
скучаю по вас 2) красная фасоль 3) облегчить 4) в обоих комнатах
прочитайте текст и выполните в1-в6 .
(1)однажды архимед сел в ванну и вдруг почувствовал, будто стало легче. (2) он и до этого садился в ванну, и тысячу людей до него делали тоже самое. (3) но до того случая никому в голову не приходило, что тело, погружённое в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость. (4) а архимед удивился. (5) когда он удивился, он задумался. (6) а когда он задумался, он открыл великую тайну природы. (7) наверное, открытие совершают даже не те, у кого ума палата, а прежде всего неравнодушные люди.
в1. из предложения 7 выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
в2. из предложения 2 выпишите количественное числительное.
в3. из предложения 3 выпишите относительное
в4. выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) 2 предложения.
в5. из предложения 6 выпишите возвратный
в6.напишите (цифрой) номер предложения, в котором использован
- из_сканный -> изученный
- сверх_звестный -> сверхизвестный
Шаги решения:
1) Прочитать слова в предложении.
2) Обратить внимание на пропущенные буквы.
3) Определить, что в обоих словах пропущена буква "е".
4) Подставить пропущенную букву вместо прочерка.
5) Объяснить, что пропущенная буква в обоих словах одинаковая, а именно "е".
А2. В обоих словах пропущена буква "о".
- о завтрашн_м дне -> о завтрашнем дне
- дедушкиной медал_ -> дедушкиной медали
Шаги решения:
1) Прочитать слова в предложении.
2) Обратить внимание на пропущенные буквы.
3) Определить, что в обоих словах пропущена буква "о".
4) Подставить пропущенную букву вместо прочерка.
5) Объяснить, что пропущенная буква в обоих словах одинаковая, а именно "о".
А3. В обоих словах на месте пропуска пишется буква "ь".
- поеш_те -> поешьте
- одеват_ся -> одеваться
Шаги решения:
1) Прочитать слова в предложении.
2) Обратить внимание на место пропуска.
3) Определить, что на месте пропуска в обоих словах пишется буква "ь".
4) Подставить букву "ь" вместо прочерка.
5) Объяснить, что на месте пропуска в обоих словах пишется буква "ь".
А4. Вариант ответа 4) 1, 2, 3, 4
Все цифры, на месте которых пишется буква "е":
- н(1) - надо
- н(2) - нет
- н(3) - никто
- н(4) - нигде
Шаги решения:
1) Прочитать предложение и выделить цифры.
2) Определить, где в предложении нужно писать букву "е".
3) Подставить букву "е" на место каждой цифры.
4) Объяснить, что все цифры, на месте которых пишется буква "е", указаны в варианте ответа 4).
А5. Слово "летать" образует имя существительное со значением профессии с суффиксом "-щик-".
Шаги решения:
1) Прочитать слова в вопросе.
2) Понять, что нужно найти слово, образованное с суффиксом "-щик-".
3) Рассмотреть каждое слово и определить, какое из них образует имя существительное со значением профессии.
4) Объяснить, что слово "летать" образует имя существительное "летчик" со значением профессии.
А6. В слове "пусты_ый" пропущена буква "н".
Шаги решения:
1) Прочитать слова в вопросе.
2) Обратить внимание на пропущенную букву.
3) Определить, что в слове "пусты_ый" пропущена буква "н".
4) Подставить пропущенную букву вместо прочерка.
5) Объяснить, что в слове "пусты_ый" пишется буква "н".
А7. В прилагательном "вяз_ий" пишется суффикс "-ск-".
Шаги решения:
1) Прочитать предложение и выделить прилагательные.
2) Обратить внимание на пропущенные буквы.
3) Определить, что в прилагательном "вяз_ий" пишется суффикс "-ск-".
4) Подставить пропущенные буквы вместо прочерков.
5) Объяснить, что в прилагательном "вязкий" пишется суффикс "-ск-".
А8. Слово "(чёрно)белый" пишется слитно.
Шаги решения:
1) Прочитать предложение и выделить слово, которое нужно проверить на написание.
2) Обратить внимание на скобки.
3) Понять, что слово "(чёрно)белый" пишется слитно.
4) Объяснить, что слово "(чёрно)белый" пишется слитно.
А9. В ряду 4) "ноч_вать, выскак_вать" в обоих словах пропущена буква "и".
Шаги решения:
1) Прочитать слова в предложении.
2) Обратить внимание на пропущенные буквы.
3) Определить, что в обоих словах пропущена буква "и".
4) Подставить пропущенную букву вместо прочерка.
5) Объяснить, что в обоих словах пропущена буква "и".
А10. Пример с нарушением речевой нормы: 4) в обоих комнатах.
Шаги решения:
1) Прочитать предложения и выделить пример с нарушением речевой нормы.
2) Обратить внимание на слова и фразы в примерах.
3) Определить, что утверждение "в обоих комнатах" нарушает речевую норму.
4) Объяснить, что фраза "в обоих комнатах" является неправильным выражением, так как в русском языке используется только одна предлоговая фраза "в обеих комнатах".
В1. Слово, образованное сложением в предложении 7: неравнодушные.
Шаги решения:
1) Прочитать предложение 7.
2) Понять, что нужно найти слово, образованное сложением.
3) Обратить внимание на слова в предложении.
4) Определить, что слово "неравнодушные" образовано сложением.
5) Объяснить, что слово "неравнодушные" получается путем сложения приставки "неравно-" и слова "душные".
В2. Количественное числительное в предложении 2: тысячу.
Шаги решения:
1) Прочитать предложение 2.
2) Обратить внимание на числительные в предложении.
3) Определить, что слово "тысячу" является количественным числительным.
4) Объяснить, что слово "тысячу" обозначает количество - 1000.
В3. Относительное местоимение в предложении 3: который.
Шаги решения:
1) Прочитать предложение 3.
2) Обратить внимание на местоимения или слова, обозначающие отношения.
3) Определить, что слово "который" является относительным местоимением.
4) Объяснить, что слово "который" употребляется для указания на предыдущее упоминание или именование предмета или лица.
В4. Грамматическая основа 2 предложения: делали.
Шаги решения:
1) Прочитать 2 предложение.
2) Обратить внимание на глаголы в предложении.
3) Определить, что слово "делали" является глаголом и является грамматической основой.
4) Объяснить, что грамматическая основа - это основная часть слова, к которой добавляются приставки, окончания и другие формообразующие элементы.
В5. Возвратное местоимение в предложении 6: он.
Шаги решения:
1) Прочитать предложение 6.
2) Обратить внимание на местоимения или слова, обозначающие возвратность.
3) Определить, что слово "он" является возвратным местоимением.
4) Объяснить, что возвратное местоимение "он" используется для указания на предыдущее упоминание или именование лица.