А26. в каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) в 80-е военные готовили к первым испытаниям лазерную пушку, которая могла сбивать объекты на околоземной орбите.
2) и в xxi веке мы не перестаём удивляться мощи человеческого разума, который проникает в глубочайшие тайны природы.
3) ученик, который просто вызубрил параграф, может запнуться во время своего ответа и не вспомнить продолжение.
4) в приёмную министра вошёл человек, которого я видел ещё в лондоне, и сразу направился в кабинет.
а27. прочитайте текст.
археологи находят в славянских землях много кладов. ценность клада состоит не в количестве сокровищ, а в качестве ювелирных изделий (среди них настоящие шедевры). но самым ценным для археологов является представление о жизни и быте древних славян, которое складывается в процессе изучения найденных во время раскопок ювелирных украшений.
в каком из ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) археологи находят много кладов, ценность которых определяется прежде всего качеством ювелирных изделий.
2) самым ценным для археологов является не количество найденных ювелирных изделий, а их качество.
3) для археологов найденные в славянских землях ювелирные изделия важны прежде всего тем, что они представление о жизни древних славян.
4) среди найденных в славянских землях ювелирных изделий настоящие шедевры, и археологи уделяют большое внимание их изучению.
прочитайте текст и выполните а28—а30; в1—в8; с1.
(1) в письме к жене 18 мая 1836 года пушкин удивлялся: откуда взялись эти благоразумные молодые люди, «которым плюют в глаза, а они утираются» вместо того, чтобы защитить свою честь? (2) иногда кажется, что мы вышли из шинелей именно этих людей. (3) звон стали более не слышится нам в слове честь.
(4) откроем словарь даля, чтобы вспомнить, во имя чего ставилась на карту жизнь, полная великих надежд и гениальных замыслов. (5) итак, «честь — внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». (6) и тут же примеры: «человек незапятнанной чести. по чести… уверяю вас честью. поступок, несовместимый с честью… знал бы ты честь… после чести… честь моя требует крови…».
(7) дуэль! (8) только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. (9) подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. (10) самое позднее — завтра утром. (11) пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. (12) сплетник вынужден был осторожничать. (13) в грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.
(14) а как же пушкин? (15) какая непоправимая и бессмысленная гибель…
(16) да, непоправимая, но не бессмысленная. (17) да, «невольник чести», но ведь чести!
(18) за год до дуэли пушкин писал графу репнину: «как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю моим детям». (19) вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. (20) всё остальное им не нужно, всё остальное — неважно. (21) очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины.
(по д. шеварову)
а28. какое утверждение не совпадает с точкой зрения автора?
1) человек должен уметь защищать свою честь.
2) гибель пушкина на дуэли бесполезна и бессмысленна.
3) потомкам достаётся имя и честь отцов, всё остальное неважно.
4) дуэль была восстановить нравственное равновесие.
а29. какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 7—13?
1) описание и повествование
2) рассуждение
3) описание и рассуждение
4) повествование
а30. в каком предложении употребляется фразеологизм?
1) 9
2) 13
3) 3
4) 4
Я звоню друзьям, и мы обсуждаем планы на выходной. Иногда мы идем в кино. Мы были в большинстве музеев и картинных галереях города, и все же многое еще нужно увидеть. Например, в воскресенье мы пошли в Ботанический сад. На открытом воздухе было много ярких цветов; еще мы видели редкие тропические растения. Они были в теплицах, потому что наш климат для них слишком холодный. Мы очень приятно провели время.
Когда погода хорошая, приятно отправиться за город. Мы отыскиваем красивое место в лесу или на берегу реки. Мы берем с собой еду и перекусываем на свежем воздухе. Мы играем в разные игры, плаваем и загораем. Зимой мы катаемся на лыжах на холмах недалеко от города. Мы делаем снеговика и играем в снежки. Иногда мы с друзьями идем на каток.
Когда погода плохая, я сижу дома, а мои друзья иногда приходят ко мне. Они приносят новые кассеты, и мы слушаем их или просто разговариваем.
Вечером вся наша семья собирается вместе. Мы ужинаем, составляем планы на завтра, смотрим телевизор или читаем. Иногда мы принимаем гостей или идем гулять. Я получаю от выходных дней массу удовольствия.
По тому, как человек использует свой досуг, мы можем определить его характер. Для большинства людей работа -это необходимость: они ходят в контору или на завод, чтобы заработать себе на жизнь. Но в свободное время они могут заниматься тем, что им действительно нравится. Некоторые предпочитают пассивный отдых. Они расслабляются, смотря телевизор или читая книгу. Другие отдыхают активно: они копаются в саду или занимаются спортом.
Соответственно, название третьего дня недели произошло от слова «средний». Среда – это середина недели. Четверг – четвертый день, а пятница – пятый. Обратите внимание, снова одинаковый корень позволяет определить происхождение названия. Четыре – четверг, пять – пятница.
Следовательно, секрет названия часто кроется в самом слове. Стоит лишь вдуматься, и сразу становится понятным его значение. Слово «родина» образовалось от слова «род», то есть, откуда ты родом, где родился. Родственные ему слова «родня», «народ», «родитель». Будьте внимательны к слову, тогда многие понятия перестанут быть безликими и незнакомыми чужаками в родном языке.