В учебнике под ред. Т. А. Ладыженской читаем: «Каждое слово что-то обозначает. Например, слово ельник обозначает «лес, состоящий из одних елей» . Это его лексическое значение. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение. Например, у существительных можно определить род, падеж, число, у глаголов – время, лицо и число. «Русский язык» под ред. М. В. Панова предлагает следующий вариант: Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением. Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным. ) Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов. Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка. Можно ли это понять? Почему? Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л. В. Щерба. Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения? Почему мы это понимаем? Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова. Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи? Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения Как и от чего образуется слово бокренок? бокр <-- бокренок Какой элемент значения добавляет -енок-? Подумайте, какое значение – лексическое или грамматическое – выражает этот суффикс. -Л, в отличие от -енок-, передает частицу грамматического значения, указывая на время глагола.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья, правильный распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. Занятия физкультурой, спортом — одна из основных составляющих здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности. здоровье – это гармония тела, а достичь её можно за счет гармонии в жизни. Она складывается из баланса трудовой активности и отдыха, правильного питания, физической активности, ухода от вредных привычек, соблюдения личной гигиены, закаливания, хороших отношений с близкими, радости жизни.
«Русский язык» под ред. М. В. Панова предлагает следующий вариант:
Елка – это вечнозеленое хвойное дерево с конусообразной хвоей и длинными чешуйчатыми шишками. Это основное значение слова елка. Оно обозначает главный смысл в слове, то, о чем мы думаем, когда его произносим. Такое значение слова называется лексическим значением.
Елка – это существительное женского рода в им. пад. ед. ч. Такие значения называются грамматическими значениями.
Лексическое значение – смысл слова, значение, свойственное только данному слову, или уникальное значение. Чем будет отличаться от него грамматическое значение? (Не является уникальным. )
Грамматическое значение – значение слова как части речи; признаки, которые есть у данного слова, могут быть у многих других слов.
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.
Можно ли это понять? Почему?
Эту фразу придумал для своих студентов известный лингвист Л. В. Щерба.
Можно ли понять, какие части речи использует Щерба, какие члены предложения?
Почему мы это понимаем?
Если мы внимательно проанализируем, по какой части слова мы его опознаем, увидим, что это окончание. Можно ли сказать, какая морфема связана с грамматическим значением? Мы видим, что окончание несет грамматическое значение слова.
Попробуйте отбросить окончания, сможем ли мы в этом случае узнать части речи?
Изучите фразу; есть ли в ней однокоренные слова? Как это узнать? Если вспомнить, что основное значение, смысл слова, заключено в корне, то эта морфема – носитель лексического значения
Как и от чего образуется слово бокренок?
бокр <-- бокренок
Какой элемент значения добавляет -енок-? Подумайте, какое значение – лексическое или грамматическое – выражает этот суффикс. -Л, в отличие от -енок-, передает частицу грамматического значения, указывая на время глагола.
Занятия физкультурой, спортом — одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.
здоровье – это гармония тела, а достичь её можно за счет гармонии в жизни. Она складывается из баланса трудовой активности и отдыха, правильного питания, физической активности, ухода от вредных привычек, соблюдения личной гигиены, закаливания, хороших отношений с близкими, радости жизни.