Абылай хан Абылай хан жил в 1711–1781 гг. Его отцом был Коркем Уали-султан, а дедом — чингизид Абылай хан Каншер, названный так за яростную отвагу в битвах. Родила его туркменская рабыня султана. Мальчика назвали Абильмансуром. Позже, когда он стал воином, его нарекли, как и деда, Абылаем. Абильмансуру исполнилось 12 лет, когда его отец погиб. Подросток со слугой из родительского дома пробирается в Туркестан к родственникам. Но они его не признали. Пришлось идти в услужение к богатым кочевникам, был у них пастухом и табунщиком. В это время получил прозвище Сабалак, которое переводится как ‘лохматый’ или ‘нищий’.
В истории страны это был период, когда началась война с соседями-захватчиками — Джунгарским ханством. Подросший Абильмансур стал в ряды защитников своих земель. В 20 лет в крупном сражении он проявил себя отважным воином. Призвав кличем «Абылай!» дух славного предка, он в единоборстве победил джунгарского батыра. Вскоре выяснилось, что Абильмансур давно пропавший сын погибшего султана Уали. С этого времени он становится Абылаем. Умелого и храброго воина избирают султаном сильного и большого рода Атыгай. Начинается его путь военачальника и политика. В 1734 году ханом Среднего жуза стал Абилмамбет, а военачальником при нем — Абылай, завоевавший к тому времени славу опытного стратега.
Велики заслуги Абылай хана и как организатора отпора внешним врагам. Были разгромлены джунгары, много лет захватывавшие земли казахов. В 1756–1757 годах получили отпор китайские воины и остановлено их продвижение на территорию страны. В последние годы правления в многочисленных походах были обезврежены жестокие соседи и остановлены набеги кыргызов.
Память о мудром историческом деятеле живет в стране. Его именем названы учебные заведения и проспекты, доблестному полководцу воздвигнуты памятники. Свободолюбивый степной правитель оставался для страны в важные исторические моменты вдохновителем и символом возрождения .2) Найдите и проставьте в тексте номера структурных частей:
1- вступление
2- основная часть
3- заключение
3) Подчеркните в каждой части ключевое предложение.
4) Используя эти предложения, сформулируйте основную мысль текста и запишите
Междометия
Ох ! Не спрашивайте! (А. Чехов).
О, господи ! (А. Чехов).
Брр ... холодная вода.(А. Чехов).
Чу ! За белой дымной тучей глухо прокатился гром .(Ф . Тютчев).
Люблю я парадоксы ваши, и ,,ха-ха-ха ", и ,,хи-хи-хи ".( М . Лермонтов).
Ого! Вот это да! ( В . Драгунский).
Ура! Мишка будет на седьмом небе. (В . Драгунский) .
Увы ! Твой страх, твои моленья - к чему оне ? ( М . Лермонтов) .
Батюшки! Откуда ты взялся? (А . Чехов ).
Ай, конь хвалёный, то-то диво! (И . Крылов).
Звукоподражательные слова
"Ку-ку! "- радостно крикнула лесная кукушка. ( М . Булгаков).
Га-га-га, усни, малютка ! (С .Маршак).
Причастие имеет следующие признаки глагола: время: настоящее и сияющий, посиневший, вид: совершенный и несовершенный: разработанный, сделанный иметь при себе зависимое от него существительное: овеянный ветром, местоимение: желанный тобой или наречие: прочитанный отчетливо.
Итак, причастие сочетает признаки двух частей речи: глагола и прилагательного. Начальной формой причастия, как и прилагательного, является форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Если прилагательные называют постоянные признаки предмета, то причастия выражают признаки, которые развиваются во времени. Из этого следует, что причастие не только указывает на признак, но и выражает действие или состояние, которым этот признак связан. Поэтому причастие - не отдельная часть речи, а особая форма глагола. В предложениях причастие часто выступает определением или сказуемым: Цвела примороженная осень. Воздух насыщен несказанной нежностью.