Анализ содержания текста.
какие из высказываний соответствуют содержанию текста? укажите номера ответов.
1) дети радовались, потому что впервые в блокадном ленинграде на первое подавали украинский борщ.
2) праздничный обед состоял из трёх блюд: первое, второе и третье.
3) миша кашкин заранее знал, что суп будет из сурепки.
4) блокада продолжалась девятьсот дней.
5) блокадные дети хорошо знали, что такое праздничный обед.
(1)шла великая отечественная война. (2)фашисты окружили, блокировали ленинград, и начались страшные дни города на неве…
(3)о том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, детского дома знали. (4)директор дома, мария дмитриевна, так и сказала:
– (5)сегодня, , полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
(6)что же будет на первое?
– (7)бульон куриный?
– (8)борщ украинский?
– (9)щи зелёные?
– (10)суп гороховый?
– (11)суп молочный?
(12)нет, не знали в осаждённом ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в ленинграде. (13)приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)вот и сегодня – такой же суп.
(17)миша кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
– (18)из сурепки он будет, из сурепки, – шептал .
(19)из сурепки? (20)так это ж отличный суп. (21)рады такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.
(22)вслед за первым получат сегодня второе. (23)что же им на второе будет?
– (24)макароны по-флотски?
– (25)жаркое?
– (26)рагу или гуляш?
(27)нет. (28)не знали ленинградские дети подобных блюд.
(29)миша кашкин и здесь пронюхал.
– (30)котлеты из хвои! котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
(31)рады таким котлетам. (32)скорей бы несли обед.
(33)завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)что же будет сегодня на третье?
– (35)компот из черешни?
– (36)запеканка из яблок?
– (37)апельсины?
– (38)желе или суфле?
(39)нет. (40)не знали подобных третьих. (41)кисель им сегодня будет.
– (42)повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал кашкин. – (43)и ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
– (44)сахарину! (45)вот это да! (46)так это ж на объеденье кисель получится.
(47)обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)вкусный обед! (49)на славу!
(50)не знали блокадные дети других обедов.
(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)пришла в ленинград победа!
(по с.п. алексееву)∗
Подчеркнутое-причастные обороты. В тетради выделишь весь оборот волнистой линией.
Орфограммы:
отбрасываемой (какой?); корабля-словарное слово; костер-словарное слово; смотрел-осмотр; отражавший (какой?); покинувший (какой?); реки-речка;скользили-скользкий; белизне-белый; раскинутых (каких?); смотревший (какой?); протирал (тир/тер-суффиксы с чередующейся гласной. Гласная после суффикса -а, значит пишем "тир")
Окончания причастий определяем также, как и у прилагательных-по вопросу.
Удачи :)