Анализ средств выразительности.
укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку пешеходова.
2) эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
3) и оттого, что сыновья дедушки пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
4) старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.
5) а к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
(1)когда в белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья пешеходова – семён и василий. (2)сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем сталинграде, или полковое знамя. (3)и, прочитав, к примеру, о том, что семён и василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не волю красному карандашу. (4)они знают, в чём дело.
(5)в воскресные дни в людных местах белозерска появляется старик с выцветшими глазами. (6)былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. (7)на старике солдатская гимнастёрка.
(8)пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – . (9)эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой. (10)более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
– (11)дедушка пешеходов, верно, что ты на войне до берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)и старик отвечает до берлина… пешком. (14)и фамилия моя потому пешеходов.
– (15)а ты не устал?
– (16)устал. (17)что поделаешь! (18)идёшь, идёшь, и конца не видно. (19)я своих сыновей так и не догнал.
– (20)они быстро шли?
– (21)быстро.
– (22)пешком?
– (23)пешком. (24)они же у меня пешеходовы… (25)только сыновья моложе. (26)ноги у них резвые. (27)я не поспевал за ними.
(28)постепенно кружок слушателей увеличивается. (29)приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку пешеходова. (30)эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. (31)у них со стариком как бы разыгрывается спектакль. (32)и каждый хорошо знает свою роль.
– (33)дедушка пешеходов, – уже в который раз спрашивают , – а кто в первый день войны встретил немцев под бугом?
– (34)мои сыновья, семён и василий, – как бы впервые отвечает старик.
– (35)а кто в сталинграде стоял до последнего дыхания?
– (36)мои сыновья, семён и василий.
– (37)а кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– (38)мои сыновья…
(39)и тут, как бы желая задать старику , кто-нибудь обязательно спрашивает:
– (40)как же они до берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(41)нет, не собьёшь старика!
– (42)они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(43)а к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– (44)а на курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– (45)мои сыновья…
– (46)а кто в берлине красное знамя над рейхстагом поднял?
– (47)мои сыновья…
– (48)везде поспевали?
– (49)везде. (50)ноги у них молодые. (51)шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– (52)так и не вернулись?
– (53)так и не вернулись. (54)спят в могиле.
(55)и тогда кто-то из решается спросить:
– (56)где их могила?
(57)старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. (58)он говорит:
– (59)мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (60)по всей родной земле.
(61)и оттого, что сыновья дедушки пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
о т в е т : первое третье пятое