Анализ текста, 250-300 слов, 100 + погода была особенной в этот день. тяжело, низко стояла над морем черная туча, вспыхивали молнии. ноябрьский воздух был необычайно теплым. при каждом набеге волны ощущался влажный жар, шедший из моря. люди невольно отступали, когда волна, склонив чугунную голову, неслась по финишной прямой к берегу, заслоняя своим огромным телом не только море, но и все небо. над морем вспыхивали молнии, а в горах шел снег. на плавной крутизне горных склонов, среди рыжей, красной и зеленой листвы сияла новорожденная зима. волна, пригибая и подминая вздрагивающую землю, взбегала на берег… море в этот день было сильней земли. в дыму вдруг вырастали обтесанные водяные стены, и тут же тысячетонные обломки воды летели вкривь и вкось, рушились на землю. вода стала черной от подхваченного ею несметного миллиона гальки и груд песка. и из этой полукаменной, тяжелой и черной воды рождались ворохи белых летучих брызг. вода была теплей воздуха, и парное тепло от разгоряченных водяных туш усиливало ощущение одухотворенности природы — море казалось живым. от пушечных ударов дрожала набережная, высокие эвкалипты, дома. казалось, и горы дрожали. да, это была самая тяжелая артиллерия, артиллерия резерва главного командования. но не того командования, которое осуществляют земные маршалы и генералиссимусы. это был гнев грозного и милосердного главного командования, чья ставка и штаб артиллерии были скрыты за нависшими тучами. истопники и уборщицы, подавальщицы из столовой, вытаскивая из затопленного водой дома ковры, кресла, свернутые в узлы портьеры, свертки постельного белья, то и дело оглядывались на море и говорили: — красиво как, как красиво… праздничный подъем и оживление испытывали оглушенные грохотом люди, с лицами, мокрыми от водяной пыли… какое-то странное желание томило душу, и хотелось, чтобы еще сильней дрожала земля от морских ударов. люди словно участвовали в гневе моря; сила моря не принижала человека, а делала счастливым, наполняла его торжеством.
коркыт — легендарный тюркский поэт-песенник и композитор ix века, выходец из степей вдоль реки сыр-дарья. создатель кобыза, акын, сказитель, покровитель поэтов и музыкантов. предания о коркыте встречаются у тюркских народов кипчакской (казахи, каракалпаки) и особенно южной огузской ветви: туркмен, азербайджанцев и турок. у них всех практически общий народный эпос «огуз-наме».
легенда о коркыте
согласно легенде, его мать носила коркыта в утробе матери три года. один раз в год он сжимается. до рождения коркыта было темно на небе всего мира три дня и три ночи. шторм заставил нацию почувствовать страх. в связи с этим имя ребенка - «коркыт»что означает «страх». к.кониратбаев, выражает что«коркыт» «человек, который является спасителем,то есть человеком, который приносит спасение», с. каскабасов считает, что «жизнь истекает, и смерть приходит». э. турсунов, основанный на фольклоре тюркских народов, объясняет слова «дада, деде» как «пропагандистская жырау». жирмунский считает коркыта волшебным орудием - хозяином кобыза, шаманом, покровителем. памятник коркыт-ата - памятник - «книга коркыт-ата» («китаби-и-корквад»). там коркыт ата изображён как жырау, мудрый человек, гений, вождь, шаман, жизнерадостный человек. в начале книги цитируются притча коркыта ата. он говорит: «в жизни есть смерть, нет изменений, нет бессмертия, нет железа, никто не умирает, он меняет и забывает, только вечные и бессмертные вещи являются результатом хорошей работы, проделанной в жизни человека». легенды коркыт-аты отражены во взглядах тюркских народов о жизни и смерти. согласно легенде, коркыт ата засыпал и слышит сообщение: «если вы не будете вспоминать про смерть, вы будете жить вечно». через некоторое время он не смог добраться до одной тропинки и сказал: «даже если я умру, я приду! » он сожалеет об этом и говорит: «вы думаете о смерти и теперь умрёте». в легенде коркыт ата изображен как боец, пожизненный истребитель, ищущий место, где его люди живут счастливо. коркыт ата, прославлявший людей своими псалмами и словами, потерявшими сознание в конце своей жизни, пересекает четыре уголка мира в поисках вечной жизни. но куда бы он ни пошел, он встречает людей, которые копают могилу. задавая вопрос «чья это могила? », он всегда слышал ответ «это могила коркыта». вот как «куда вы не пойдете или не посмотрите везде могила коркыта! » наконец, когда вы найдете землю, вы слышите, что вы живы и возвращаетесь на родину в сырдарию. затем, думая, что вечная жизнь - это просто искусство, он изобрел инструмент кобыз. согласно другой легенде, когда он стелит ковёр в середине реки и начинает играть на кобызе, она не погружается в воду. коркыт ата говорит, что во время играния на кобызе не было смертных, были только счастливые существа. но коркыт ата устал и когда он заснул, из воды вырвался маленький змей и укусил его своим ядом. в этой легенде смерть не о своём приходе, всё это тянет на змею. это взгляд философа на смерть, что люди не умирают с . мы видим основу заключения. великая философская проблема, встречающаяся в легендах коркыт-ата, - проблема времени и пространства.
«легенда о коркыте глубоко оптимистична, смысл её заключается в том, что коркыт нашёл бессмертие в служении человечеству созданным им искусством» (валиханов ч. ч. собрание сочинений. — алма-ата, 1961, т. i).
«легенда о коркыте — один из стержневых компонентов казахской ментальности» (чокан валиханов).