Анализ текста-описания:
1. Рассмотрите структуру текста:
1) найдите начало (общее представление объекта);
2) охарактеризуйте выбор признаков;
3) найдите окончание описания (указан последний признак, дан вывод);
4) охарактеризуйте заглавие, его соответствие типу речи, теме;
5) определите, есть ли в описании элементы других типов речи; каково их назначение;
6) назовите средства связи слов и частей текста.
2. Охарактеризуйте языковые средства:
1) найдите типичные средства (определения, синонимы определений, неполные предложения, назывные предложения и т.д.);
2) найдите нетрадиционные, особенные языковые средства.
3. Сделайте общий вывод об описании (передайте общее впечатление от текста).
«Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берёз висит не шелохнувшись.
Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где- то далеко — кажется за краем земли - хрипло
кричит старый петух в избе лесника, в необыкновенной, никогда не слыханной тишине
зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это
лучшее время суток». (К. Паустовский)
человек должен быть интеллигентен! а если у него профессия не требует интеллигентности? а если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства? а если окружающая среда не позволяет? а если интеллигентность сделает его «белой вороной» среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
нет, нет и нет! интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. она нужна и для окружающих, и для самого человека.
это , важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только , но и умственно. в одной старой книге сказано: «чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. это мудро.
но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом – почему она связана с заповедью долголетия.
многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков.
а между тем можно иметь всё это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть всё-таки внутренне интеллигентным человеком.
образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. образованность живёт старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще
интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.
интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и . а тренировка возможна и необходима в любых условиях.
что тренировка сил способствует долголетию – это понятно. гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил. дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить…
и доброта делают человека не только здоровым, но и красивым. да, именно красивым.
лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже. социальный долг человека – быть интеллигентным. это долг и перед самим собой. это залог его личного счастья и «ауры доброжелательности» вокруг него и к нему (то есть обращённой к нему).