Анализ текста по русскому Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? 2) Вы выходите на крыльцо… 3) На тёмно-сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный ш.. пот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. 4) Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. 5) Пристяжные ёжатся, фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу. 6)За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. 7) Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… 8) Вы едете – едете мимо церкви, с горы направо, через плотину… 9) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. 10) Лошади звучно шлёпают по лужам; кучер посвистывает. 11) Но вот вы отъехали версты четыре… 12) Край неба алеет; в берёзах неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. 13) Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. 14) В избах ясным огнём горят лучины, за воротами слышны заспа (н, нн) ые голоса. 15) А между тем з.. ря разг.. рается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – тихо всплывает багровое солнце. 16) Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. 17) Свеж.., весело, любо! 18) Далеко видно кругом…
И. С. Тургенев “Лес и степь”
План анализа:
1. Проблема, которую поднимает автор текста (это во заявленный автором в тексте).
2. Комментарий к ней (как правило, ведем речь об актуальности).
3. Позиция автора (заявлена в тексте).
4. Ваша позиция (может совпадать, не совпадать и частично разделяться с авторской позицией).
5. Примеры (их должно быть ровно 2!): из литературы, истории, собственного опыта. Исходный (анализируемый текст) примером быть не может!
а. по цели высказывания - повествовательное.
б. по эмоциональной окраске - невосклицательное.
2. Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. Делится на две смысловые части. Части связаны интонационно, без союзов. Графически смысловые отношения между частями (вторая поясняет содержание первой) выражает пунктограмма "двоеточие".1часть. /Лейтенант чуть не вскрикнул с досады / 2часть./не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону. /
1 .Лейтенант чуть не вскрикнул с досады.
Предложение простое, двусоставное, полное, распространенное, неосложненное.
Основа: лейтенант (подлежащее) не вскрикнул (простое глагольное сказуемое+отр.частица).
Синтаксические роли:
Лейтенант - подлежащее
Чуть - модальная частица
не вскрикнул - сказуемое
с досады - обстоятельство.
2. Не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.
Предложение сложное, сложноподчиненное с придаточной изъяснительной.
Основа главной части: не хватило (сказуемое)(односоставное безличное предложение).
Основа придаточной части: проскочить (сказуемое)(односоставное инфинитивное предложение).
Синтаксические роли:
не хватило - сказуемое.
каких-нибудь - определение.
пятнадцати минут - дополнение.
проскочить - сказуемое.
на сторону - обстоятельство места/дополнение.
ту - определение.
Схема: [ - = ] : [= ], (чтобы =).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей;
1) главное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми;
2) придаточное цели, двусоставное, распространенное, неполное (пропущено подлежащее борода), не осложнено;
3) придаточное определительное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными подлежащими.
СХЕМА. [ ,( чтобы ), ] , ( где ) СПП с неоднородным подчинением.