Предмет и задачи стилистики и культуры речи Вы уже знаете, что языкознание (лингвистика) – это наука о языке. В со¬став языкознания входит целый ряд лингвистических дисциплин. В струк¬туре языкознания широко представлены как описательные дисциплины (фо¬нетика, грамматика, лексикология, фразеология), так и функционально-ком¬муникативные дисциплины (культура речи, стилистика, риторика и т.д.). Описательные и функционально-коммунативные дисциплины имеют один и тот же объект исследования – язык. Однако предмет и задачи их изучения разные. Описательные дисциплины изучают, что есть в языке, какие средства выражения мысли, эмоций, передачи информации данный язык имеет. Пред¬мет описательных дисциплин – система языка, единицы и категории языко¬вой системы. Фонетика – это наука о звуках речи. Грамматика – наука, изучающая систему языка (словообразование, мор¬фологию и синтаксис). Лексикология – это наука о словах. Фразеология – наука, изучающая устойчивые обороты речи. Задача этих дисциплин: изучение ресурсов языка, предназначенных для выражения мыслей, обозначения понятий, передачи информации. Если описательные дисциплины рассматривают систему языка в статике, то функционально-коммуникативные дисциплины языкознания исследуют язык в действии, в динамике. Функционально-коммуникативные дисциплины объединяет общий подход к языку: они изучают особенности использования языковых средств в процессе речевой коммуникации носителей языка. На¬пример, стилистика – это наука об использовании языка в процессе речевого общения (устного и письменного). Стилистика отвечает на вопрос как – как используются единицы и категории данного языка для выражения мысли, эмоций, обмена мнениями, для передачи информации. Предмет стилистики использования языка. Задачи стилистики: изучение вопросов ис¬пользования, функционирования языка в процессе речевой коммуникации. Культура речи (как и стилистика) – функционально-коммуникативная дисциплина. Культура речи – это наука о правильной речи, учение о нормах литературного языка. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности. Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, эти¬ческий. Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это единое, образцовое, общепризнанное употребление единиц языка; правила использования речевых средств в опреде¬лённый период развития литературного языка. Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи. Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе. Итак, предмет культуры речи – это языковые нормы, коммуникативные качества речи и нормы языкового поведения. Одна из основных задач культуры речи – сохранение и совершенствование литературного языка.
Предмет и задачи стилистики и культуры речи
Вы уже знаете, что языкознание (лингвистика) – это наука о языке. В со¬став языкознания входит целый ряд лингвистических дисциплин. В струк¬туре языкознания широко представлены как описательные дисциплины (фо¬нетика, грамматика, лексикология, фразеология), так и функционально-ком¬муникативные дисциплины (культура речи, стилистика, риторика и т.д.). Описательные и функционально-коммунативные дисциплины имеют один и тот же объект исследования – язык. Однако предмет и задачи их изучения разные.
Описательные дисциплины изучают, что есть в языке, какие средства выражения мысли, эмоций, передачи информации данный язык имеет. Пред¬мет описательных дисциплин – система языка, единицы и категории языко¬вой системы.
Фонетика – это наука о звуках речи.
Грамматика – наука, изучающая систему языка (словообразование, мор¬фологию и синтаксис).
Лексикология – это наука о словах.
Фразеология – наука, изучающая устойчивые обороты речи.
Задача этих дисциплин: изучение ресурсов языка, предназначенных для выражения мыслей, обозначения понятий, передачи информации.
Если описательные дисциплины рассматривают систему языка в статике, то функционально-коммуникативные дисциплины языкознания исследуют язык в действии, в динамике. Функционально-коммуникативные дисциплины объединяет общий подход к языку: они изучают особенности использования языковых средств в процессе речевой коммуникации носителей языка. На¬пример, стилистика – это наука об использовании языка в процессе речевого общения (устного и письменного). Стилистика отвечает на вопрос как – как используются единицы и категории данного языка для выражения мысли, эмоций, обмена мнениями, для передачи информации. Предмет стилистики использования языка. Задачи стилистики: изучение вопросов ис¬пользования, функционирования языка в процессе речевой коммуникации.
Культура речи (как и стилистика) – функционально-коммуникативная дисциплина. Культура речи – это наука о правильной речи, учение о нормах литературного языка. Литературный язык – это язык в своей нормированной, образцовой разновидности.
Культура речи имеет три аспекта: нормативный, коммуникативный, эти¬ческий.
Нормативный аспект культуры речи предполагает владение языковыми нормами. Языковая норма – это единое, образцовое, общепризнанное употребление единиц языка; правила использования речевых средств в опреде¬лённый период развития литературного языка.
Коммуникативные качества речи – это точность, понятность, лаконичность и выразительность речи.
Этический аспект культуры речи – это владение говорящим нормами языкового поведения, принятыми в данном обществе.
Итак, предмет культуры речи – это языковые нормы, коммуникативные качества речи и нормы языкового поведения. Одна из основных задач культуры речи – сохранение и совершенствование литературного языка.