Август стоял жаркий и безветренный. В поезде пахло ржаным хлебом. Берг сидел на подножке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а удивительным
солнечным светом.
Кузнечики кричали на полянах, заросших белой засохшей гвоздикой.
Иволги печально свистели в перелесках. Желтый лист изредка падал на дорогу. Розовые
облака стояли высоко в небе над вершинами мачтовых сосен.
Озеро Берг увидел внезапно сквозь чащу поредевших лесов.
Оно лежало косо, как бы подымалось к горизонту, а за ним просвечивали сквозь тонкую
мглу заросли золотых берез. Мгла над озером висела от недавних лесных пожаров. По
черной, как деготь, прозрачной воде плавали палые листья.
Дождя не было. Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая
синева.
Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным
ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой
исходит от сентябрьского неба и солнца.
Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый
слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав. Задумчиво свистели в синем
воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.
Берг торопился. Он хотел всю силу красок, все умение своих рук и зоркого глаза, все то,
что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить
великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто.
(К.Паустовский «Акварельные краски»)
1. Проанализируйте текст: определите тему рассказа, найдите изобразительно
выразительные средства. (эпитет, сравнение, олицетворение)