Август стоял жаркий и безветренный. В поезде пахло ржаным хлебом. Берг сидел на подножке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а удивительным
солнечным светом.
Кузнечики кричали на полянах, заросших белой засохшей гвоздикой.
Иволги печально свистели в перелесках. Желтый лист изредка падал на дорогу. Розовые
облака стояли высоко в небе над вершинами мачтовых сосен.
Озеро Берг увидел внезапно сквозь чащу поредевших лесов.
Оно лежало косо, как бы подымалось к горизонту, а за ним просвечивали сквозь тонкую
мглу заросли золотых берез. Мгла над озером висела от недавних лесных пожаров. По
черной, как деготь, прозрачной воде плавали палые листья.
Дождя не было. Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая
синева.
Слово “сияние” Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным
ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой
исходит от сентябрьского неба и солнца.
Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый
слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав. Задумчиво свистели в синем
воздухе последние птицы, и облака растворялись в небе, подымаясь к зениту.
Берг торопился. Он хотел всю силу красок, все умение своих рук и зоркого глаза, все то,
что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить
великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто.
(К.Паустовский «Акварельные краски»)
1. Проанализируйте текст: определите тему рассказа, найдите изобразительно
выразительные средства. (эпитет, сравнение, олицетворение)
Пятиклассники собрались идти в поход к озеру, дорога к которому лежала через лес, расположенный около поселка. Перед походом Илья Ильич, учитель физкультуры и ОБЖ, собрал класс на серьезный разговор.
- Ребята, мы идем в поход уже не в первый раз, но все равно давайте повторим правила поведения в походе. Кто начнет? - строго спросил Илья Ильич.
- Самое главное, идти всем вместе и не разбредаться по лесу, - сказала Наташа.
- Нельзя ничего брать в рот! - закричал Юра.
- Не кричи, - перебил его Петр. - Правильно, не нужно есть незнакомые ягоды.
- А еще важно правильно одеться и обуться, - почти шепотом сказала Оля. - Нельзя идти в открытой обуви и без головного убора.
- Нельзя пить воду из озера или какого-нибудь ручья! - закричали хором Ира и Алена.
- Не нужно брать лишние вещи, - добавил Сережа.
- Хорошо, ребята. - вмешался в разговор учитель. - Вы правы. А теперь послушайте наш распорядок дня. Выходим от здания школы в 7 часов утра. Опоздавших ждать не будем. Привал в 9 часов на нашей поляне, где мы с вами обычно отдыхаем. В 11 часов мы должны быть на озере, где разбиваем лагерь, отдыхаем, обедаем, играем.
- А рыбу ловить можно будет? - не выдержал Олег.
- Конечно, как всегда. - ответил Илья Ильич.
- А когда мы пойдем обратно? - спросила Оля.
- В 15 часов выдвигаемся домой. В 17 часов привал, к 19 часам мы должны быть во дворе школы. Есть еще вопросы?
Ребята молчали. Всем всё было ясно.
Пятиклассники собрались идти в поход к озеру, дорога к которому лежала через лес, расположенный около поселка. Перед походом Илья Ильич, учитель физкультуры и ОБЖ, собрал класс на серьезный разговор.
- Ребята, мы идем в поход уже не в первый раз, но все равно давайте повторим правила поведения в походе. Кто начнет? - строго спросил Илья Ильич.
- Самое главное, идти всем вместе и не разбредаться по лесу, - сказала Наташа.
- Нельзя ничего брать в рот! - закричал Юра.
- Не кричи, - перебил его Петр. - Правильно, не нужно есть незнакомые ягоды.
- А еще важно правильно одеться и обуться, - почти шепотом сказала Оля. - Нельзя идти в открытой обуви и без головного убора.
- Нельзя пить воду из озера или какого-нибудь ручья! - закричали хором Ира и Алена.
- Не нужно брать лишние вещи, - добавил Сережа.
- Хорошо, ребята. - вмешался в разговор учитель. - Вы правы. А теперь послушайте наш распорядок дня. Выходим от здания школы в 7 часов утра. Опоздавших ждать не будем. Привал в 9 часов на нашей поляне, где мы с вами обычно отдыхаем. В 11 часов мы должны быть на озере, где разбиваем лагерь, отдыхаем, обедаем, играем.
- А рыбу ловить можно будет? - не выдержал Олег.
- Конечно, как всегда. - ответил Илья Ильич.
- А когда мы пойдем обратно? - спросила Оля.
- В 15 часов выдвигаемся домой. В 17 часов привал, к 19 часам мы должны быть во дворе школы. Есть еще вопросы?
Ребята молчали. Всем всё было ясно.
- Тогда по домам! До завтра! - попрощался учитель.