Б) Прочитайте выразительно лингвистическую сказку Людмилы Петрушевской. Разыграйте её в лицах. Чему учит сказка? Пуськи бятые Сяпала Калуша с калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: — Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оёё! Оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: — Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузя- вые. От бутявок дудонятся. A Бутявка волит за напушкой: — Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некурявые! Пуськи бятые! • Распределите слова из сказки по частям речи, укажите их грамматическое значение. Части речи Слова Имя существительное Имя прилагательное Грамматическое значение Что обозначает, на какие вопросы отвечает, признаки: род, число, падеж. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, признаки: число, род, падеж. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, признаки: время, лицо, число. Что обозначает, на какие вопросы отвечает? Глагол Наречие • Выпишите однокоренные слова, обоснуйте графически своё мнение. • Найдите предложения с однородными членами. Составьте к ним схемы. • Переведите лингвистическую сказку Л. Петрушевской на обычный язык, напол- ните смыслом предложения, а слова – лексическим значением, сохраняя при этом грамматическое значение слов. Прочитайте друг другу свои сказки. Что в них общего, а что различного? Почему?
Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) (1810 -1885) известен как мастер натюрморта, также писал портреты, интерьеры, пейзажи, иконы. В первой половине XIX в. он – лучший мастер натюрморта – жанр, к которому редко обращались русские художники того времени. Здесь Хруцкий сумел выработать свой тип, ориентируясь на образцы позднеголландского цветочного натюрморта. Натюрморты Хруцкого чрезвычайно красочные и декоративные. От ранних незатейливых постановок, состоящих лишь из нескольких предметов, Хруцкий на удивление быстро приходит к довольно значительным по размерам натюрмортам-картинам со сложной композицией, объединяющей множество разнообразных овощей, плодов и цветов. Эти произведения вызывали восхищение зрителей и критиков-профессионалов. Передо мною полотно И. Ф. Хруцкого. Это натюрморт под названием "Цветы и плоды". В центре картины изображён роскошный букет цветов в вазе. Моё внимание привлекли два больших алых брата-пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не эдак велики, но тоже прекрасны, их нежно-розовый краска оттеняет яркость других цветов. Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской. На мой взор, в них есть намёк на фантазию, на вдохновение, полёт мысли.. . Внизу пристроилась застенчивая раскрасавица-роза, я не сразу заметила её, но была очарована изяществом королевы цветов. Рядышком с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они словно излучают свет и придают радостное, летнее расположение букету. А вот раскрытые крылышки тюльпанов, они утончённы, хрупки. Житье этих представителей флоры так недолговечна, что они, будто чего-то опасаясь, трусливо спрятались за другими цветами. В бронзово-медной вазе с незатейливым орнаментом и рельефным рисунком, изображающим собак на лоне природы, красиво смотрятся не лишь садовые, но и полевые цветы. Они обрамляют букет, придают ему неповторимое обаяние, наполняют жизнью. Естественно смотрятся сине-голубые колокольчики рядышком с колосьями пшеницы. Разные по форме и цвету листья чуть виднеются среди цветов. Неповторимый букет! Рядышком с вазой стоит наполовину наполненный водой стакан, а в нём золотистая долька лимона. Мне как будто, что фрукты, находящиеся возле этого стакана, кажутся более сочными. Ничего никак нет лишнего на картине. Художник продумал каждую деталь Справа на полотне я вижу плетёное лукошко, а в нём поверх листьев внимательно разложены спелые персики. Они так и просятся в рот, видать кто-то не утерпел и, разломив сочный плод, приготовил его, для того чтобы съесть. За лукошком - целая корзинка ягод белой, красной и чёрной смородины. Слева устроилась большая коричневатая тыква. На ней янтарные грозди винограда, они выглядят весьма аппетитно, поэтому, наверное, художник маленькую веточку этих ягод написал на переднем плане картины. Рядышком с тыквой - три сахарные груши, по одной из них ползёт муха, её внимание привлёк сочный фрукт.
Неужели этот натюрморт может оставить кого-нибудь равнодушным! Я, когда вижу перед собой такую полную жизни картину, испытываю влюбленность ко всему, что меня окружает.
У меня дома живет собака. Однажды она заболела, поэтому я подошел и сел на подстилку рядом с ней. Оба мы размышляли над тем, что же делать. И тут появился сосед -художник и стал рисовать нас. Внимательный зритель заметит, что глаза наши - грустны Я вообще скрестил ноги, а губы чуть надул. Мне очень хотелось плакать. Руку я положил на спину пса, и он поднял одно ушко вверх, а другое опустил, рассчитывая на то, что ему скажут доброе.. Морда лежит на вытянутых вперед лапах, а задних зритель не видит, ибо они поджаты. Широков не использует светлых красок, потому что и мне, и моему песику было сложно в тот момент. Очень хочется верить, что все будет хорошо, и я еще не раз и не два смогу услышать радостный лай своего четвероногого друга.
Передо мною полотно И. Ф. Хруцкого. Это натюрморт под названием "Цветы и плоды". В центре картины изображён роскошный букет цветов в вазе. Моё внимание привлекли два больших алых брата-пиона, свесивших тяжёлые головки книзу. В композицию букета входят ещё два пиона, они не эдак велики, но тоже прекрасны, их нежно-розовый краска оттеняет яркость других цветов. Великолепны бархатные ирисы, выделяющиеся своей необычной формой, сиреневатой окраской. На мой взор, в них есть намёк на фантазию, на вдохновение, полёт мысли.. .
Внизу пристроилась застенчивая раскрасавица-роза, я не сразу заметила её, но была очарована изяществом королевы цветов. Рядышком с нею расположилась парочка жёлтых, как два солнышка, нарциссов. Они словно излучают свет и придают радостное, летнее расположение букету.
А вот раскрытые крылышки тюльпанов, они утончённы, хрупки. Житье этих представителей флоры так недолговечна, что они, будто чего-то опасаясь, трусливо спрятались за другими цветами.
В бронзово-медной вазе с незатейливым орнаментом и рельефным рисунком, изображающим собак на лоне природы, красиво смотрятся не лишь садовые, но и полевые цветы. Они обрамляют букет, придают ему неповторимое обаяние, наполняют жизнью. Естественно смотрятся сине-голубые колокольчики рядышком с колосьями пшеницы. Разные по форме и цвету листья чуть виднеются среди цветов. Неповторимый букет!
Рядышком с вазой стоит наполовину наполненный водой стакан, а в нём золотистая долька лимона. Мне как будто, что фрукты, находящиеся возле этого стакана, кажутся более сочными. Ничего никак нет лишнего на картине. Художник продумал каждую деталь
Справа на полотне я вижу плетёное лукошко, а в нём поверх листьев внимательно разложены спелые персики. Они так и просятся в рот, видать кто-то не утерпел и, разломив сочный плод, приготовил его, для того чтобы съесть. За лукошком - целая корзинка ягод белой, красной и чёрной смородины.
Слева устроилась большая коричневатая тыква. На ней янтарные грозди винограда, они выглядят весьма аппетитно, поэтому, наверное, художник маленькую веточку этих ягод написал на переднем плане картины. Рядышком с тыквой - три сахарные груши, по одной из них ползёт муха, её внимание привлёк сочный фрукт.
Неужели этот натюрморт может оставить кого-нибудь равнодушным! Я, когда вижу перед собой такую полную жизни картину, испытываю влюбленность ко всему, что меня окружает.
У меня дома живет собака. Однажды она заболела, поэтому я подошел и сел на подстилку рядом с ней. Оба мы размышляли над тем, что же делать. И тут появился сосед -художник и стал рисовать нас. Внимательный зритель заметит, что глаза наши - грустны Я вообще скрестил ноги, а губы чуть надул. Мне очень хотелось плакать. Руку я положил на спину пса, и он поднял одно ушко вверх, а другое опустил, рассчитывая на то, что ему скажут доброе.. Морда лежит на вытянутых вперед лапах, а задних зритель не видит, ибо они поджаты. Широков не использует светлых красок, потому что и мне, и моему песику было сложно в тот момент. Очень хочется верить, что все будет хорошо, и я еще не раз и не два смогу услышать радостный лай своего четвероногого друга.