Барсучонок был толстенький, настоящий бутузик. Шерстка светлая, серебристая, а ножки темные, словно он черные сапожки и черные варежки надел.
(по Г. Скребицкому)
1. Определите стиль речи. (Напишите нужное слово).
2. Определите тип речи.
3. Найдите в тексте слова, которые называют признаки предмета. Какие это части речи? Напишите нужные термины.
ответы:1.
2.
3.
Задания В1. ( )
Из данного предложения выпишите прилагательное (прилагательные), выполняющие роль эпитета (эпитетов).
К ночи небо зазеленело как лед, звёзды примерзли к небесному своду и колючий мороз по деревне.
Задания В2. ( )
Напишите часть речи, которой выражено (выражены) сказуемое (сказуемые) в данном предложении.
Летом вечера долги, а ночи коротки.
Человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. «Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить, как бы возможно было, если бы они не имели сообщать свои мысли друг другу». Это написано М. В. Ломоносовым в середине XVII века в его «Кратком руководстве к красноречию». Две важнейшие особенности языка, точнее, две его функции указал здесь Ломоносов: функцию общения людей и функцию оформления мыслей.
Язык может успешно выполнять свое основное назначение (т. е. служить средством общения) потому, что он «составлен» из громадного числа различных единиц, связанных друг с другом языковыми законами. Этот факт и имеют в виду, когда говорят о том, что язык имеет особую структуру (строение). Изучение структуры языка людям улучшать свою речь.
Для того чтобы в самых общих чертах представить языковую структуру, вдумаемся в содержание и построение одной- единственной фразы, например, такой:
Для берегов отчизны дольной ты покидала край чужой (Пушкин).
Эта фраза (высказывание) выражает определенный, более или менее самостоятельный смысл и воспринимается говорящим и слушателем как цельная единица речи.
Обычно говорят не «культура языка», а «культура речи». В науке о языке термином «речь» обозначают язык в действии, т. е. язык, примененный для выражения конкретных мыслей, чувств, настроений и переживаний. Мы еще слишком часто слышим неряшливую (а подчас и просто неграмотную), «кое-какую» речь. Есть люди, плохо знающие и не ценящие наше общественное богатство — русский язык. Так что есть от кого и от чего защищать это достояние. Нам остро нужна повседневная, умная, требовательная защита русской речи — ее правильности, доступности, чистоты, выразительности, действенности. Нужно ясное понимание того, что «словом можно убить человека и вернуть его к жизни». На слово недопустимо смотреть как на что-то третьестепенное в жизни людей: оно — одно из дел человеческих.
Ростки (ростк(мягкий)и) ,2 слога
р(р)-согласный,звонкий\непарный,твердый\парный
о(о)-гласный,безударный
с(с)-согласный,глухой\парный,твердый\парный
т(т)-согласный,глухой\парный,твердый\парный
к(к)-согласный,глухой\парный,мягкий\парный
и(и)-гласный,ударный
6 букв,6 звуков
зябь (з(мягкий)ап(мягкий))1 слог
з(з)-согласный,звонкий\парный,мягкий\парный
я(а)-гласный, ударный
б(п)-согласный,звонкий\парный,мягкий\парный
ь-_
4 буквы,3 звука
Дорог(дорок)2 слога
д(д)-согласный,звонкий\парный,твердый\парный
о(о)-гласный,безударный
р(р)-согласный,звонкий\непарный,твердый\парный
о(о)-гласный,ударный
г(к)-согласный,глухой\парный,твердый\парный
5 букв,5 звуков